Как объяснить импульсивные действия во время сильной мозговой деятельности - консультация психолога

Из-за всех моих проблем в жизни и в отношениях с людьми, понял, что корень проблемы находится во мне самом. Часто думаю и анализирую других, но в себя я никогда не "погружался". Так и вышло, что я могу понять чувства и эмоции другого человека, поддержать и даже спрогнозировать и объяснить их поведение, но по отношению к себе самому то же самое сделать не могу - для меня это как черный ящик, который я никогда не открывал из-за ненадобности. Решил заняться собой и начать с осознавания собственных эмоций, начиная с базовых. Для меня это важно, так как мы всегда действуем под влиянием эмоций. А осознав свои эмоции, я осознаю и свои потребности, и личные границы. Правильно выражая эмоции, я буду эти границы отстаивать, тем самым вырабатывая в себе самоуважение (которого, я считаю, у меня нет). Вырабатывая самоуважение, меня начнут уважать и другие люди - за мою личность, а не за то, что я им что-то сделал хорошее.
Вот уже третий день, как взял в привычку после какой-то ситуации у себя спрашивать "А какую эмоцию я сейчас испытал?" И понял, что я СОВСЕМ не знаком с собой, когда не смог даже понять - позитивную или негативную эмоцию я испытал, когда встретил в ТЦ девушку, с которой я недавно расстался? Не говоря уже о какой-то конкретике, ЧТО это была за эмоция и т.д.
Так же я не могу объяснить, под воздействием каких эмоций меня тянет на импульсивные действия (непрерывная ходьба по всей квартире туда-сюда, постоянно забегаю на кухню и кладу себе что-то в рот, пока это не закончится. Когда надоест расхаживать по квартире - иду в душ. Бывает даже по несколько раз в день), когда занят сильной мозговой деятельностью - продумывание плана, текста, какой-то сложной структуры по работе, продумывание новой идеи и т.д.
Все, что могу сказать - когда предстоит какой-то стресс (например, защита диплома или серьезный разговор), то мной управляет перфекционизм и желание максимально понятно и красиво выразить свои мысли. Когда я подумываю и разрабатываю в мозгу какую-то идею, то мной управляет интерес и энтузиазм.
Есть ли какие то классические объяснения этим ситуациям с точки зрения эмоций?
Гаврикова Ольга

Психолог
г. Ступино
Гештальт-терапия
Ответ для: Александр
Александр, добрый день.
Как приятно наблюдать за тем, что вы стремитесь быть более осозонанным и понимаете как это важно.
Александр, я хочу предложить вам проити тест на алекситимию (их много в интернете, можете пройти любой. Алексетимия- неспособность человека распознавать свои эмоции. На самом деле, многие люди сталкиваются с ней.
В вашем рассказе вы несколько раз употребили выражение " правильно выражать эмоции", можете подробнее об этом написать, что это значит для вас?
По поводу самоуважения, можно описать как вы его понимаете и почему считаете, что у его нет? Как вы думаете откуда берётся самоуважения (на основании чего оно появляется?)
Дальнейшее описание ваших действий (ходьба по квартире, перекус и тд) это тревога. С ней очень эффективно работает когнитивно-поведенческая терапия. Но вам нужно быть готовым выполнять домашние задания. Первое это будет дневник, который вам нужно будет вести, для того чтобы отслеживать мысли, которые предшествуют вашим действиям.
Александр, вы можете обратиться ко мне за консультацией и я с радостью помогу вам.
Александр
Пользователь
Ответ для: Гаврикова Ольга
Добрый день, Ольга! Прошел тест, алексетемическая шкала 70 из 130. Но на данный момент скорее всего будет меньше, т.к. на большинство вопросов я отвечал так, как если бы это было до моей практики.
Я считаю, что "правильно выражать свои эмоции" - это действовать адекватно и соответствующе ситуации. Считаю, что в полной мере этого можно добиться, осознав эти эмоции. Именно осознав свои эмоции как реакцию на какую-либо ситуацию, я "нащупаю" в себе очертания моего личного "Я" со своими потребностями и, соответственно, личными границами. Многим может показаться, что у меня с этим всё в порядке. Но на самом деле, выражая свои эмоции и защищая свои личные границы, я просто руководствуюсь логикой, например что "в этой ситуации по идее были задеты мои личные границы, и другой (нормальный?) человек поступил бы так-то".
По поводу самоуважения я уже писал выше. Считаю, что оно образуется так: Если я буду осознанно проживать свои эмоции, я осознаю свои реальные псих. потребности, а вместе с ними - и свои настоящие личные границы. Я начну осознавать, что какие-то вещи я делаю для себя, а какие-то вещи - для других в ущерб себе. Сейчас я это понимаю (знаю), но не осознаю, поэтому продолжаю жертвовать свое время и помогать другим в то время, когда у меня есть много своих дел и проблем. Я начну осознавать, что у меня есть зависимость от похвалы (я даже в спортзал хожу не для своего здоровья и тела, а для того, чтобы девушке больше нравилось). Если я буду защищать свои потребности и личные границы - мое личное "Я" будет уважать меня. Когда у меня будет самоуважение, я не буду так нуждаться в обратной связи в виде похвалы, и я буду понимать, что "я хороший человек" не только лишь от того, что меня хвалят.
Кузубова Вероника
Психолог
г. Уфа
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Александр
Здравствуйте. Невозможность определить свои эмоции называется алекситимией. Можете почитать об этом. Почему так происходит- причин много. Но главное- я боюсь чувствовать, чувствовать это больно. Поэтому лучше заморозить чувства. На консультациях ищем эту ситуацию, где человек так решил. Это может быть выученное поведение от родителей.
Лейла Али
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Александр
Добрый день, Александр!
Вы правильно делаете, что пытаетесь разобраться со своими эмоциями и понять себя. Безусловно, в первую очередь, человек должен познакомиться с собой, узнать себя. Только после этого он сможет построить гармоничные здоровые отношения с другими людьми. Поэтому построение гармоничных здоровых отношений с собой - это дело первоочередной важности.
Хорошо, что Вы прошли тест. Однако, надо понимать, что информация и результат, которые дает тест, недостаточны. Важно тщательно проанализировать истоки проблемы непонимания себя. Как правило, истоки лежат в детстве, в неконструктивном воспитании. Как результат такого воспитания, чаще всего человек не может распознавать свои эмоции, затрудняется в выстраивании личных границ и испытывает недостаток любви к себе.
Говоря о любви к себе, она состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть. Прежде чем стоить отношения в другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе уважение, заботу (сюда входит понимание своих внутренних границ, что Вы готовы и можете терпеть, что нет, что Вам нравится, как отдыхать и ограждать себя от стресса, как поощрять себя и т.д.) и страсть (к своему делу, профессии, внешности). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается. Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, то построить гармоничные отношения не получится. Просто потому что у Вас нет понимания себя, и Вы не знаете по каким критериям оценивать и понимать, что Ваш партнер испытывает к Вам уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит Вас.
Вопрос знакомства с собой, со своими чувствами и эмоциями очень важный. В текстовом сообщении полностью и эффективно разобраться не получится. Но Вы на верном пути!
Приходите на онлайн-консультацию и мы с Вами сможем эффективно раскрыть этот вопрос и решить его для того, чтобы Вы максимально полноценно строили свою дальнейшую жизнь.
Можете писать в ЛС на сайте или напрямую в Whatsapp +79037178465
Лейла Али
Практический психолог
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Гаврикова Ольга
Психолог
г. Ступино
Гештальт-терапия
Ответ для: Александр
Александр, мне приятно наблюдать вашу готовность работать и осозновать то, что с вами происходит. По поводу теста, ваш уровень не очень высокий, с этим можно поработать и с вашей готовновность к работе, думаю, что результат будет достигнут достаточно быстро.
То, что вы написали по поводу самоуважения больше похоже на самоценность (это про внутренние опоры, про ваше я, которое ценно безусловно). Это можно взростить. С пониманием эмоций это мало связано. Но понимать свои чувства и эмоции тоже важно и делает вашу жизнь и поступки более осознанными. Также есть моменты с "правельным выражением эмоций" и с тем как сделал бы "нормальный" человек, это я также вынесла в терапию и поработала бы над этими убеждениям.
Если у вас есть желание проработать моменты,которые вас беспокоят, я буду рада вам помочь.
Мой вот саб 89169319139.