Не любовь к себе. Запуталась в себе. - консультация психолога

Я ни как не могу полюбить себя. Меня раздражает то, что я говорю, как говорю раздражают мои суждения, мои поступки, мое поведение. Я завидую всем, потому что у них есть свои личности, а я себя не чуствую. Я просто как призрак.
То что кто-то бы в моем случае придумал или сказал что-то классное, а я могу и вовсе промолчать, или сказать полную глупость. То что когда бывает нужно проявить какие-то действия, помочь, я просто отсижусь, или поздно соображу. Так же я очень не люблю свою мимику, считаю ее ужасной, и поэтому, боюсь смотреть в лица людям и проявлять какие-то эмоции сильно (улыбаться, или как-то другую мимику лица проявлять). Как-будто и не живая вовсе. Я уже поняла, что мне очень не хватает похвалы и признания, и я очень завидую например, своей подруге, в которую постоянно кто-то влюбляются, кто-то ей вдохновляется, и вообще она по-моему всем нравится. Но тут дело не во внешности, она просто как человек очень хорошая, а я вероятно совсем не очень.
Но мне бы тоже так хотелось. И хорошей бы быть хотелось. Только вот ничего не получается. Я старалась позитивно мыслить, и не реагировать на людей, которые провоцируют меня на эмоции, старалась помогать, но я все равно часто думаю все о себе, загоняюсь,и могу проигнорировать чьи-то проблемы и потом очень себя за это винить. Так же я постоянно слишком ухожу в себя, постоянно думаю, что даже могу не замечать что вообще происходит вокруг. Могу по несколько часов смотреть просто в стену и размышлять обо всем. Пока не дойду до каких-то мыслей, которые посчитаю правильными, и они не подарят мне облегчение. Но обычно, это ненадолго.
Я чувствую вину за себя, в частности за то, что я такая эгоистичная. Могу не обратить внимание, если кому-то плохо, или не могу поддержать, так как не знаю какие слова подобрать.
В семье у меня тоже ситуация нелёгкая, отец тиран нарцисс и эгоист. Который любит только себя, и все для себя старается, а на нас (меня, маму и сестру ему глубоко плевать, при этом из семьи он не уходит, но суть не в этом). А в том что походу я перенела многие его качества. Эгоистка, и самое ужасное это так же как он, докапываюсь до каких-то мелочей. То тарелка не так стоит, то вещь его какую-то не так положили и начинается скандал. Скандал из-за такой ерунды. Я же наоборот хочу радоваться жизни, и не обращать внимание на такие пустяки, но у меня просто не получается. Я тоже могу внезапно для себя начать злиться из-за такой ерунды и только когда это произойдет, уже начинаю задумываться о том, какой же это бред. И контролировать это не очень получается.
Наверное, стоило бы себя изолировать от отца, но из семьи уйти возможности пока нет, так как учусь платно, и пока не уверена в том, что смогу и учиться на дневном, и работать, чтобы снимать себе квартиру.)
Я совсем запуталась в себе, поэтому, буду рада любым комментариям и советам по этому поводу
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Ира! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Сазонова Елена
Психолог
г. Гомель
Коучинг
Ответ для: Ири
Здравствуйте, Ира! (правильно имя?)
Во-первых, хочу сказать, что мне очень понятно и знакомо Ваше состояние. В подростковом возрасте я считала себя почти самым некрасивым, недостойным и никчемным человеком на свете и искренне недоумевала, как Земля выносит такое "чудовище" как я... Сейчас я вспоминаю об этом с улыбкой. :))
Поэтому я уверена в том, что большинство Ваших критических обвинений в свой адрес не имеют под собой реальных оснований. Возможно, они являются следствием событий Вашего детства, но сейчас Вы имеете возможность САМИ СТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ такой, какой хотите. И, судя по Вашей способности мыслить, рассуждать, анализировать - у Вас есть прекрасные шансы для этого!!!
Вы пишете, что поняли то, что Вам не хватает похвалы и признания. Какая же Вы молодец!!! Я предлагаю Вам начать с того, чтобы восполнить самой себе этот пробел. Можно завести свой "Дневник успеха" или "Дневник похвал" и ЕЖЕДНЕВНО ЗАПИСЫВАТЬ туда всё, за что Вы можете похвалить себя в течение дня. Сначала Вам наверняка будет казаться, что хвалить себя не за что. Но! Будьте к себе добрее и внимательнее!!! Ведь Вы каждый день совершаете что-то хорошее и полезное, просто привыкли не замечать это и обесценивать себя. Эти привычки и привели Вас к такому грустному состоянию.
Так давайте же теперь двигаться в противоположном направлении! Обязательно хвалите, поддерживайте себя!!! Замечайте все свои (даже малейшие) достижения в течение дня! Обязательно фиксируйте это в своем дневнике (не менее 20 записей в день) и периодически перечитывайте это!!!
Дело ведь в том, что самый главный человек в Вашей жизни - это Вы сами. От всех остальных людей, в принципе, можно уйти, уехать. А от себя? То, как Вы относитесь к себе - создает Вашу реальность. Если вы себя не любите, угнетаете, критикуете, то Вы сами для себя становитесь и палачом (который наказывает себя) и жертвой (которая страдает от наказаний, критики и нелюбви). Представляете? В результате - огромная часть Ваших жизненных сил уходит на эту внутреннюю борьбу с самой собой.
Судя по тому, что Вы написали, Вы прекрасно умеете анализировать свои мысли и действия. Я предлагаю Вам использовать это свое сильное качество для изменения своих мыслей. Как только Вы поймали себя на негативной мысли - остановитесь и замените ее на позитивную. Есть прекрасные слова:
«Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда. Подобно этому мы не можем запретить дурным мыслям иногда приходить к нам в голову, но мы должны не позволять им гнездиться в нашем мозгу» (Мартин Лютер)
Как Вам эта идея? Я верю в то, что Вам это посильно!
А по поводу отношения к отцу.... Есть такая известная закономерность: когда мы не принимаем и осуждаем в другом человеке какие-то его качества, мы вскоре обнаруживаем эти качества у себя!
Предлагаю Вам перестать обращать внимание на негативные качества (как свои, так и других людей), а всё свои внимание и энергию вкладывать в изменение и улучшение своей жизни. Как Вам это предложение?
Безусловно, помощь психолога или коуча на пути трансформации своей жизни была бы очень полезна.
Верю в Ваш успех! С наилучшими пожеланиями, Елена Сазонова.
Коуч, психолог Елена Сазонова. +375 29 601 08 58.