Неуверенность в себе во взаимоотношениях с людьми - консультация психолога

Добрый день!
Постоянно чувствую себя неуверенно рядом с людьми, которые морально "жестче", чем я. Или с теми, у кого больше жизненного опыта, которые через многое прошли или у которых было много саморазрушения. Чувство, как будто я недостаточно видела в этой жизни. Такие люди меня немного вгоняют в ступор, кажусь себе "мельче" на их фоне. Очень странное обращение, откуда здесь вообще можно начинать копать, с какими вопросами к себе обратиться и что с этим можно сделать?
Кузнецова Елена

Психолог
г. Ялта
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Лариса! Чтобы ответить на ваш запрос, нужно понимать, как ведут себя такие люди с вами и почему у вас возникает чувство ничтожности на их фоне. Тяжёлый жизненный опыт не обязательно делает людей лучше или выше, чем вы. Опыт это какое-то знание, но никак не превосходство. И вам нужно это понимать. Некоторые люди, даже имея жизненный опыт, продолжают делать ошибки, и их страдания не дают им превосходства над вами. Вообще, в жизни никогда и никого не нужно ставить выше себя. Этот путь может завести вас в лабиринт комплексов и сниженной самооценке. Вы можете прислуживаться к таким людям, проявлять к ним здоровое уважение или сочувствие, но не возвышать. В любых условиях и ситуациях, вы - самый главный человек у себя, отдельный от других людей,и уж точно ничем не хуже других. Вы просто другая. И очень хорошо, что беды и невзгоды обходят вас стороной. Вам совсем не нужно набираться плачевного опыта. Это не должно вас угнетать или делать "мельче", а напротив - удачливее и счастливее.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Лариса! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения, поэтому Вы и сравниваете себя с другими.
А это говорит о том, что Вы уязвимы. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность. С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день!
Это говорит о неуверенности в себе.
Это не значит, что Вы мало видели в жизни, смотря, как посмотреть на ситуация и с чем сравнивать. Вы оцениваете себя, что Вы недостаточно много видели в жизни, чтобы быть "наравне" с этими людьми и они Вашу неуверенность считывают. У каждого человека свой опыт, не нужно обесценивать Ваш опыт, для кого-то Ваш опыт будет, как примером. Вспомните, ведь были такие ситуации, где Вы сталкивались с трудностями, а после, становились сильнее, после этого. Вам сейчас может казаться, что это мелочи, но для кого-то это будет уроком, самое главное, чтобы Вы научились это ценить.
Вы можете здесь привести примеры. Также Вы можете завести практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Именно это Вы должны выработать в себе, стать опорой для себя.
Вы можете более подробно разобраться в Ваших переживаниях, для этого нужно обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.