Социальная фобия или тревожное расстройство? - консультация психолога

Здравствуйте. Постараюсь изложить кратко, начиная с детства, ведь это огромная почва для многих проблем. С детства я была недолюбленным ребёнком. В классе замкнутой тихоней. Только когда дружила с активными общительными девочками становилась такой же.
Сейчас общение с людьми мне приносит только дискомфорт. Я не интроверт, наоборот, мне хочется общаться, только чувствую себя очень сковано. Стараюсь избегать контактов, если и общаюсь с друзьями, то как бы пытаюсь им угодить. Боюсь что останусь совсем без друзей. Только по мере выпитого я могу хоть немного оставаться собой. Иногда меня окутывает паника, я забываю слова, кружится голова, пытаюсь отвечать кратко. Когда бываю у визажистов, от близкого контакта случается тремор головы, это ужасно. И постоянно думаю о том что обо мне подумают, и почему то думаю всегда о плохом. Всегда принижаю себя и чувствую что хуже других. Я очень хочу это побороть, это влияет на все сферы моей жизни. Улыбка моя стала какая-то неестественная, даже когда хочу улыбнуться лучшему другу. Да и вся я стала неестественная, наверно потому что боюсь быть собой и пытаюсь надеть маску. Постоянная тревога присутствует в общении ( беспричинная). С малознакомыми людьми вообще в ступоре.
Я пыталась смотреть страху в лицо, и чаще общаться, но делала только хуже. Прошу, подскажите, что это?  Ведь я не была такой в детстве, это ряд установок , или искажённое восприятие. Как побороть? Просто крик души. Спасибо
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Елена!
У Вас повышенная тревога, поэтому Вы не можете расслабиться среди своих знакомых и друзей. Но алкоголь Вас расслабляет, поэтому снимается тревога и Вы чувствуете себя увереннее. Но алкоголь - это не выход. Нужно работать над страхами, которые вызывают у Вас данное состояние. От тревоги у Вас идет паника и поэтому происходят вегетативные симптомы (тремор, кружится голова и т.д.).
Вы пишите, что в детстве такого не было. А когда это произошло и что на это повлияло? Как давно у Вас данное состояние? Вы пишите, что смотрели страху в лицо. Каким образом? И как Вам стало хуже? Что именно с Вами произошло?
Также нужно работать над неуверенностью в себе, ведь Вы боитесь, что сделаете что-то не то, что о Вас подумают как-то нет. На самом деле люди не замечают такие детали, каждый сосредоточен на себе, а на Вас не обращают внимание. Обращаете внимание на себя Вы, Вы требовательны к себе, но не окружающие к Вам.
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Елена!
Вы не пишите сколько вам лет, а это важно для того, чтобы точнее понять суть происходящих с вами процессов. Дело в том, что ребёнок в детстве и взрослый человек это два совершенно разных образа жизни. В первую очередь они отличаются тем, что ребёнок потребляет материальные блага, не задумываясь об их источнике, а взрослый человек сам производит эти блага для себя, чтобы поддерживать своё существование. Отсюда и происходит разное отношение к жизни – ребёнок просто радуется своему беззаботному существованию, а взрослый человек окружён заботами по своему пропитанию. Ребёнок просто радуется жизни, а взрослому человеку надо поддерживать взаимный интерес к совместному времяпрепровождению с друзьями. Если нет совместных интересов, то тогда смысл общения теряется, и происходит то, что вы описываете как «неестественное» состояние. Вам желательно вначале определиться со своими интересами, желаниями, а затем искать людей, которым также были бы интересны ваш мысли, ваш образ мышления.
Бернацкая Елена
Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Добрый вечер, Елена.
Вы пишите, что очень хотите общаться, но при этом чувствуете скованность, дискомфорт, порой входите в ступор, забываете слова, паникуете, поэтому стараетесь избегать контактов. А если общаетесь, то стараетесь угодить, не можете быть собой, даже улыбка стала неестественная. Еще Вы заметили постоянную беспричинную тревогу, и судя по Вашим словам, ситуация ухудшается. Все эти симптомы ярко говорят о том, что Вам нужна психологическая помощь.
Вы правильно рассуждаете, что причины ваших проблем кроются в вашем детстве. Все мы родом из детства. Одному сложно проанализировать, понять, а затем и поменять паттерны поведения. Письменного ответа на Ваше сообщение Вам будет не достаточно. Если Вы готовы к самоисследованию, напишите мне в скайп или на мейл. Буду рада Вам помочь.
elenabern@mail.ru @elenabern_psy
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте. Ощущение недолюбленного ребенка с детства является результатом повторяющихся травмированных переживаний. Травмой могло быть и экономическое состояние семьи, и социальное, и физическое. Мама обычно в период кормления ребенка и ухода за ним сосредоточена на ребенке. Вероятно, ваша мама была уязвима так как вы чувствовали недостаточное количество ее тепла (это общее слово, которое несет все для ребенка, для его жизни: это и молоко, и время, и ручки, и песенки, и разговоры...). Вы могли принять от нее то, что она вам передала на уровне чувств и чтобы жить вы могли соответствовать ей, отзеркаливая ее быть как бы ей. Восприятие мамы вами стало вашей основной чертой, вы пишите о дефиците отношений. Можно работать над тем как воспринимать себя и как наполнять себя, через открытие своих скрытых частей, через доступ эмоций можно становиться богаче, естественнее.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Елена! Вы боитесь контактов, потому что Вы боитесь быть собой, боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Творецкая Екатерина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Системная семейная терапия
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена. В Российской действительности поставить Вам диагноз может только психотерапевт или психиарт. Это-врачи. Не нужно их бояться.
После этого, понимая что с Вами и получив рекомендации по поддержке себя медикаментами (их не обязательно принимать, можно их использовать в критических ситуациях, когда справляться с ситуацией становится сложно), Вы можете искать психолога, который занимается терапией травмы.
Видно, что у Вас расстройство личности, скорее всего пограничного свойства, но это нужно поределить во время беседы и в зависимости от организации Вашей психической системы, подобрать правильные методы терапии.
Бороться со страхами, как и смотреть им в лицо - как Вы уже видите -не приносит результат.
Изменения происходят через получение нового опыта ощущений от других отношений.А они сторятся между пациентом и терапевтом.
Да, Вы можете применять разные техники, чтобы справиться с тревожностью, при этом это будет похоже на подкладывание доски между костром и человеком, который на нем стоит.
Будет не тк жарко, но ощущение опасности не пропадет.
То же самое с самооценкой. Она укрепляется за счет фокусировки на ситуациях, в которых Вы можете назвать свой опыт и себя хорошей. Они точно в жизни есть, иначе бы Вы не выжили. Просто Вы привыкли фокусироваться на том, за что можете себя осуждать.
Готова Вам помочь в терапии. Помните, что изменение себя - это дорога, путь , а не набор техник или упражнений.