Как мне быть с отцом-Плюшкиным? - консультация психолога

Добрый день! Вчера мне позвонили соседи моего отца и выговорили мне за то, что он превратил их жизнь в ад. Сейчас опишу, чем конкретно.
Моему отцу 78 лет, он бывший ветеринар, всю жизнь проработавший во Львове, и до его выхода на пенсию 13 лет назад я не замечал за ним никаких странностей. Кроме, разве что скупости, доходившей до абсурда, стремления к уединению и любви к животным, иногда чрезмерной. За пару лет до выхода отца на пенсию и смерти матери от сердечного приступа я женился, покинул отчий дом и с тех пор живу самостоятельно. С отцом я общался примерно раз в месяц, когда звонил, а иногда и приходил к нему в гости, но потом что-то с ним случилось, и он свёл на нет всяческое общение. И недавно я понял, почему.
Оказывается, он не только стал нелюдимым, но и превратил свою квартиру в гниющую свалку отходов, в том числе медицинских и химических, да такую, что дверь открывается с трудом, и поэтому он уже начал загаживать подъезд! У него регулярно возникает желание принести пару пакетов с помойки, прям аж зудит. Так же он ни в какую не хочет ничего выбрасывать, даже то, что ему совсем не нужно. Мол, вдруг пригодится, хотя как могут пригодится просроченные продукты, похоронная одежда со свалки рядом с моргом, всякий пластик, шприцы, бумажки, бутылки, коробки, провода, сломанная мебель, куча прочего хлама, а ещё с десяток собак? Своих собак он кормит нерегулярно и вообще почти не ухаживает за ними, они бегают, спят и “ходят“, плодятся и дохнут прямо в квартире, так что смрад в подъезде стоит невероятный, без респиратора невозможно находиться! Кроме того, соседи жалуются, что он постоянно их заливает, от него разбегаются крысы, мухи, клопы и тараканы, а ещё он выбрасывает свои испражнения в мусоропровод из-за неисправности туалета! И так уже 4 года. А ещё у него отключено электричество и вода за неуплату, и соседи уже грозятся выселить его через суд, если ничего не изменится, так как беспокоятся, что это всё загорится или взорвётся! На мои предложения и даже мольбы выбросить мусор и расселить животных он реагирует крайне агрессивно, может накричать и замахнуться запросто! Так что мне делать, если мне до слёз жалко моего пожилого папу, а он не идёт на контакт?
Как уговорить его обратиться к психологу за помощью?
Михаил Краснов

Психолог
г. Москва
Системная семейная терапия
Ответ для: Николай
Здравствуйте, Николай! У вашего отца происходят возрастные изменения, что возможно и приводит к изменению личности и поведения вашего отца. Заставить его обратиться к психологу вы не сможете, и это не нужно.
Необходимо понять вашу мотивацию. Вы хотите что бы папа жил в хороших условиях и был под присмотром, или ваша мотивация это "что бы соседи не жаловались" или что то ещё.
Психолог не даст вам руководство к действию, но может подсказать направление. например вы можете пригласить его жить у себя, или оплатить ему проживание в доме для пенсионеров, или отправить в санаторий или нанять сиделку (перед этим приведя квартиру в порядок) и любые другие варианты, которые уместны и допустимы для вас и вашего отца.
При любом выборе вы будете иметь как положительные, так и отрицательные последствия. оставите ситуацию как есть: ваша жизнь не изменится, но продолжатся жалобы соседей и ваш отец будет жить в антисанитарии. выберете вариант забрать его к себе: это улучшит условия жизни вашего отца и решит проблему с соседями, но ваша жизнь достаточно сильно изменится. вариант с сиделкой или санаторием - это финансовые затраты и т.д. Вам необходимо подумать и выбрать подходящий вам вариант, тот вариант при котором плюсы перевесят минусы.
За консультацией обращайтесь по телефону / WhatsApp +79042567438.
Розанов Сергей
Психолог
г. Гатчина
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Действительно, Вам лучше сделать осознанный выбор и принять его последствия. В помощь предложу технику "Квадрат Декарта", надо для себя ответить на 4 вопроса, по каждому из вариантов действия:
Что случится, если это произойдет? Отвечая на этот вопрос, вы перечисляете плюсы от принимаемого решения. Именно от ответа на этот вопрос зависит ваша мотивация к совершению действия, поэтому стоит найти как можно больше вариантов ответов.
Что случится, если это НЕ произойдет? Здесь вы перечисляете плюсы, которые получите, если не примете решения. Следует вспомнить как можно больше положительных сторон статуса-кво, то есть отметить то, что вы точно не хотели бы потерять в будущем.
Что НЕ случится, если это произойдет? Отвечая на третий вопрос, вы перечисляете минусы от принимаемого решения, то есть описываете, какие негативные последствия оно может за собой повлечь.
Что НЕ случится, если это НЕ произойдет? Этот вопрос относится к потерям, которые вы понесете, если откажетесь от решения.
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Николай!
Коллеги уже предложили вам несколько вариантов, вы может выбрать любой из них. Психолог помочь ему изменить поведение не сможет, так как для такой работы нужна внутренняя мотивация. Для принудительного лечения можно попробовать обратиться в психоневрологический диспансер.
Лейла Али
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Николай
Добрый день, Николай!
Ваш отец стареет и такое поведение может быть связано или с возрастными изменениями, или с развивающимся недугом. Несмотря ни на что он - Ваш отец, поэтому Ваша обязанность как сына помочь ему дожить старость достойно, в человеческих условиях. Жить без света и среди мусора - нечеловеческие условия.
Не вполне ясно почему ваши отношения не были близкими, однако в данный момент это уже неважно. Необходимо в первую очередь поговорить с ним, примириться если есть обиды, с любовью отнестись к нему и объяснить, что Вы за него переживаете и хотите помочь. Если он дееспособен и отказывается обратиться за помощью, обсудить с ним, как Вы можете ему помочь, что об этом думает он. Также подумайте сами, как можно облегчить его жизнь.
Учитывая его возраст и условия, в которых он живет, следует сделать все возможное, чтобы он стал жить в более приемлемых условиях и получил заботу, которой достоит каждый старый одинокий человек. Это очень серьезно. Прислушайтесь прежде всего к своему сердцу и своей душе. Удачи Вам и сил!
Whatsapp / Viber +79037178465
Лейла Али
Практический психолог
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Ксения Васильева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Николай
Добрый день, Николай! Добавлю к ответам уважаемых коллег то, что, похоже, нужен не столько психолог вашему папе, сколько юрист вам и другим близким родственникам. Соглашусь с тем, что очень похоже на то, что у вашего папы начались необратимые возрастные психические изменения.
Похоже на то, что вашему папе необходимы гериатр (специальный врач, который занимается проблемами пожилого и старого возраста) и психиатр. Но обращение к врачу во всем мире добровольное. В силу неадекватных реакций, которые демонстрирует ваш папа ("плюшничество", агрессия в ответ на предложения позаботиться о здоровье, разведение антисанитарии, конфликты с соседями), а также в силу того, что у вашего папы в собственности есть жилье (которое он сейчас делает непригодным для пользования, а может и кому-нибудь подарить), можно поинтересоваться, возможно ли объявить вашего папу недееспособным как неспособного понимать значение своих действий и руководить ими, чтобы потом вопросами его лечения и вопросами приведения квартиры в нормальное жилое состояние занимались вы (или кто-то еще из близких родственников) как опекун. Это делается по решению суда после получения медицинского заключения. Медицинское заключение дает как раз психиатр.
По заключению психиатра также может стать понятно, можно ли назначить вашему папе принудительное психиатрическое лечение для того, чтобы в старости его качество жизни было максимально возможно приемлемым.
Вы как сын (то есть ближайший родственник) можете сейчас посоветоваться с участковым врачом-терапевтом папы, что предпринять в отношении прохождения папой консультации психиатра.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
Миниязова Виктория
Психолог
г. Москва
Гештальт-терапия
Здравствуйте! Тяжелая ситуация, все мы разные в старости и это надо понимать . Насчет самой ситуации все понятно , вам решать самому убирать весь хлам или вести дедулю в пансионат. Я понимаю как вам сложно с ним поговорить , возможно вы уже много чего перепробовали в общении с ним и все бесполезно . Можно примерно представить ваш уровень отчаяния. К сожалению психолог вашему дедуле не поможет - это более глубокий случай , с такими случаями идут к психиатру. Это первое. И второе вам нужно принять что это ваш родитель - стал вашим ребенком и уход за ним и внимание уделять вам нужно. Одного его оставлять тяжело , поэтому нужно принимать более весомые решения
Екатерина Шилова
Психолог
г. Нижний Новгород
Эмоционально-образная терапия
Николай, здравствуйте. Да, скорее всего это возрастные изменения. И в таком случае очень желательно получить помощь Вашему папе. Это может быть социальные службы. Но для начала надо обращаться к специалистам и узнавать о том, какое лечение будет подходящим.
Женский психолог
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Николай!
Получите консультацию у психиатра, как Вам действовать, Вы написали психологам, но скорее нужно очно обратиться к психиатру вместе с отцом, нужен врач.
Ваши переживания понятны, Вы хотите сделать, как лучше для отца, но он не принимает помощь, он не видит проблему, он не просит помощи, а помощь нужна. То, что происходит он не воспринимает Вашими глазами.