Боязнь смерти близкого - консультация психолога

У меня очень близкие эмоциональные отношения с мамой. И всю сознательную жизнь, с шести лет, с тех пор как внезапно умер мой отец, я боюсь, что она тоже умрет - так же внезапно, от сердечного приступа. Прошло очень много лет, и сейчас у моих страхов есть все основания сбыться.Маме 73, у нее установлен кардиостимулятор, перенесен несколько лет назад инсульт. Сейчас, после ковида она выгляди совсем дряхлой старухой, ходит очень медленно, часто в подавленном состоянии и т.д. Я боюсь, что впереди меня ждёт один бесконечный темный ужас.Я не справлюсь ни с чем.Я даже не смогу организовать ее похороны, потому что страдаю бессонницей, и в любой стрессовой ситуации просто перестаю спать ночью, и ни на что не способна днём.На помощь родственников не только не придется рассчитывать, но даже наоборот - мои тети, кузины постоянно осуждают и обсуждают меня, являясь дополнительным источником стресса.Я понимаю, что терять родителей в таком возрасте нормально, ненормально как раз мое состояние - вечного ребенка, который боится потерять родителя.
Илга Ландграф

Психолог
г. Санкт-Петербург
Гештальт-терапия
Ответ для: Елена
Елена, здравствуйте. Сочувствую вашей ситуации в детстве и сейчас он тоже не легко. Вы живёте вместе с мамой? Я вижу то, что у вас не пройдена с ней сепарация. Насколько вы вовлечены в собственную жизнь? Чтобы отделиться от родителей, необходимо повернуться лицом в свою собственную жизнь. Есть ли у вас помощь и поддержка от партнёра, друзей?
Вы говорите, что вы страдаете бессонницей. Это может быть признаком многих нарушений. Наблюдались ли вы у каких-то специалистов по этому вопросу?
Индивидуальный, подростковый и семейный психолог. Напишите мне в личные сообщения, договоримся о консультации. Буду рада помочь вам по любому запросу. Во всех сетях: @ilga_landgraf
Журина Марина
Психолог
г. Тула
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена. Позвольте поддержать вас и предложить вам консультацию. У вас сложился определённый уклад жизни, в котором ваша мама занимает достаточно важное место. Он у вас свой, очень близкие отношения с мамой, он отличается от принятого, обычно дети уходят из семьи и создают свою. Но так у вас сложилось , наверное, по определенным причинам. Если есть возможность, опишите эти причины и есть ли у вас своя семья, и почему вас осуждают другие родственники? Вы сейчас к маме относитесь больше как к своему ребенку, поэтому возможная утрата воспринимается вами особенно остро. Напишите, откуда у вас появились мысль о смерти близкого человека именно сейчас? Они основаны только на внешнем виде или состоянии здоровья в данный момент? Или это последствия переживаний, от которых невозможно избавиться после пандемии, это так называемое ПТСР. В любом случае, вам надо проработать эмоциональное состояние, принятие жизненных тягот и выдерживания напряжения в связи с утратой. Если я правильно поняла, папа умер, но вы до конца не прожили эту потерю так же. У вас не произошло полноценной сепарации, то есть отделения в данном случае психологического и от умершего родителя. Насколько яркие у вас воспоминания относительно папы , его смерти, как надолго они вас охватывают?
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Елена. Терять родителей тяжело в любом возрасте. К этому нельзя быть готовой на 100%, но готовить себя к этому нужно начинать. Вы, собственно, это и делаете, когда говорите об этом. Организацией похорон могут заняться соответствущие службы, Ваша же, задача- Ваше психологическое состояние. Вы, как будто боитесь страданий, которые, несомненно будут. Наша задача- суметь принять, посланное нам страдание. Если Вам в этом нужна помощь специалиста, обращайтесь, я работаю с этим.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Рогачёва Татьяна
Психолог
г. Москва
Арт-терапия
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена. У Вас мысли сейчас негативные, то, что мы думаем то и притягиваем. Поэтому очень важно приучить себя к позитивному мышлению. Есть ли у Вас хобби по душе? которое сможет Вас переключить и перенастроить мозг. С мамой Вы не в силах повлиять на ситуацию, главное принять. Поддержка Вам сейчас необходима, и силы.
Хмура Марина
Психолог
г. Краснодар
Психоаналитическая терапия
Елена здравствуйте. Расскажите, как помните смерть своего папы? кто вас поддерживал тогда, кто был рядом с Вами? Похоже, когда Вы потеряли отца очень давно Ваша детская психика решила спасти маму, и взяла на себя более взрослую роль и Вы стали поддерживать маму и всячески оберегать её, как будто бы Вы поменялись ролями. Но горе той маленькой девочки осталось непрожитым и сейчас, когда Вы видете, что Ваша мама слабеет, Вас накрывают очень сильные и труднопересимые чувства. Если Вам будет необходима помощь специалиста, я готова быть Вам полезной и помочь вам разобраться в данной ситуации.
С уважением, Хмура Марина
Лейла Али
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Елена
Добрый день, Елена!
Сочувствую тому как Вы себя чувствуете.
Конечно же очень сложно терять родителей, однако пока что Ваша мама еще жива. Хотела бы обратить Ваше внимание на несколько моментов:
1) Вы уже взрослый человек и сами понимаете, что такая чрезмерно сильная привязанность к маме мешает Вам полноценно жить. Как только человек становится взрослым, когда он уже может финансово быть независимым от родителей, необходимо начинать жить отдельно, своей жизнью. Обычно это происходит после завершения учебы. Это называется сепарация от родителей. В результате сепарации человек становится полностью самостоятельным: физически, морально, финансово. И берет ответственность за свою жизнь.
Сепарация - это не только физическая реалия. Можно жить за тысячи километров, но при этом звонить или принимать звонки от родителей по 5 раз день.
Признаки эмоциональной зависимости: - чрезмерная важность другого человека - влияние слов другого человека или его настроения на Ваше - ответственность за физическое и эмоциональное состояние другого человека
Если человек не сепарируется от родителей, он не живет своей жизнью, он живет жизнью предыдущего поколения, часто выполняя "программу" родителей, а не свою собственную. Самостоятельности ребенка учат с детства, с самого раннего возраста. В правильном здоровом воспитании ребенку дают самостоятельность по мере взросления (соответственно возрасту) и поддерживают его в ее проявлении. Наиболее оптимальным возрастом для сепарации является возраст 18-24 лет.
Однако часто родители не отпускают детей. В Вашем случае это усугубилось тем, что с 6 лет Вы были с мамой вдвоем. Насколько я понимаю, она не создала второй раз семью, а близких родных у вас с ней нет. В итоге привязанность между вами стала чрезмерно сильной и то, что Вы испытываете сейчас - это ее результат. Как правило, несепарировавшиеся взрослые люди, которые находятся в слиянии с родителями постоянно ощущают тревожность, собственную нереализованность, неуверенность в себе и в будущем, страхи одиночества и смерти, разочарование. Советую Вам вместе со специалистом проанализировать истоки ситуации и пути улучшения ее для Вас. Это все еще возможно сделать.
2) Вы не пишите, есть ли у Вас своя семья, любимый человек или муж, дети, друзья. Возможно их нет, а возможно они не так значимы для Вас из-за того, что центральную фигуру в жизни у Вас занимает мама. Как правило, несепарировавшиеся люди с трудом устраивают личную жизнь, это тоже последствия слияния с родителями.
3) Смерть неизбежна для нас, увы. Когда-то все болеют, и мы все умрем. И умрут наши близкие. Но эта жизнь - не конечная станция. Это экзамен, который мы сдаем. И если мы сдадим его достойно, мы перейдем в вечную жизнь и там снова будем со своими близкими. Там, где точно нет ни болезней, ни печали. К этому нужно относиться трезво, понимая, что это неизбежный конец пути. Но ждать его наступления не стоит. Нужно радоваться жизни и максимально эффективно использовать этот бесценный дар, данный нам! Ваша мама прожила свою жизнь, в которой она распоряжалась своим временем как она считала нужным и реализовалась так, как считала нужным. Пока она еще жива, и надо не ждать смерти с ужасом, а радоваться проводимому вместе времени.
При страхе смерти помогает вера. Верующий человек верит и надеется, что смерть - переход в вечность. И делает упор на молитву о здоровье или упокоении близкого человека, через что получает облегчение и покой и он сам, и его близкий. А если не верить ни во что - страх смерти будет непреодолимым.
4) У каждого в жизни может случиться что-то плохое. Но может и не случиться. Ожидая плохое и думая о нем, человек тратит очень много психической энергии и внутренних ресурсов, тревожится о том, чего нет и может не произойти. Страх будущего чаще всего связан с нашими внутренними проблемами и травмами. Знаете, есть такое выражение: Бог никому не дает ношу не по силам. В Вашей жизни случится только то, с чем Вы сможете справиться. Больше Ваших сил ноши не будет. Это проверено временем.
Важно также понимать, что тревожась и страшась того, чего даже нет, Вы теряете главное - радость жизни здесь и сейчас. Люди, которые концентрируются на таких ощущениях могут не замечать вокруг ни прекрасной погоды, ни пения птиц, ни любимых людей, ни вкусной еды. Их нет в этом моменте, тк они блуждают мысленно где-то далеко. У нас есть только сейчас и важно его ценить! Прошлое ушло, будущее не наступило. Надо быть благодарным за каждый день, каждый момент, каждое утро, солнечный луч, цветок у дороги, близких, любимое дело!
Советую Вам не откладывать "в долгий ящик" работу с психологом. Специалист сможет помочь Вам с запоздалой сепарацией, с повышением самооценки, с тревогой и страхами, поможет вернуть радость жизни несмотря на обстоятельство. Однако, только верующий психолог может эффективно помочь Вам избавиться от страха смерти своей или близких или, в случае смерти, в правильном ее переживании!
Не унывайте! Все можно наладить при Вашем желании.
Буду рада помочь Вам со всеми озвученными проблемами, улучшить Ваше самоощущение и жизненную ситуацию в целом! Приходите на онлайн-консультацию в удобное для Вас время.
Можете писать в ЛС на сайте или напрямую в Whatsapp +79037178465
Лейла Али
Практический психолог
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог