Скачет настроение - консультация психолога

Добрый день.
Заметила, что у меня сильно скачет настроение, особенно сильно влияют на него рабочие вопросы.
Каждый раз, когда делаю какой-то проект, который оказывается успешным (мне нравится, как он выглядит/работает, слышу положительные отзывы о нем и тд), чувствую подъем, говорю себе, что я молодец, хорошо работаю и вообще ценный сотрудник. Даже плечи расправляются и осанка улучшается:) Потом через несколько дней этот подъем проходит, и когда долгое время нет прямо удачных проектов, настроение ухудшается сильнее и сильнее с каждым днём. Начинаю сомневаться в себе, думаю, что не очень-то много я и умею и тд.
Не могу сказать, что я не успешна, на работе меня ценят, зарплата тоже довольно высокая, повышения получаю примерно раз в 2-3 года. Синдромом самозванца вроде бы тоже не страдаю: в целом считаю, что у меня есть сильные и слабые стороны, стараюсь их оценивать довольно трезво, без перекосов в ту или другую сторону.
При этом не чувствую в себе какого-то видения, которое необходимо профессионалу в моей профессии (я маркетолог), понимаю, что часто могу не учесть какие-то моменты или принять решение, которое будет ошибочным или непопулярным. Из-за этого иногда слышу критику в адрес своих проектов, и начинаю переживать ещё больше. Переживания заканчиваются только когда делаю по-настоящему успешный проект и снова наступает этот подъем и прилив уверенности в своих силах.
В любом случае, кажется, что по-настоящему удачных проектов получается гораздо меньше, из-за этого отношение к работе чаще не очень хорошее.
Также замечаю, что по-настоящему хорошо работаю после отдыха, но буквально через месяц в офисе свежие, интересные идеи не приходят так легко, как после отпуска.
Почему все это происходит и что с этим делать?
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Маргарита!
Замечали ли Вы смену настроение не зависимо от работы? Или причина Вашего состояния именно в работе?
Как давно Вы работаете на работе? Какие отношения с начальством? Если у Вас что-то не получается на работе, как Вы реагируете на невезение?
Необходимо для начала обратиться к психотерапевту или психиатру, т.к. смена настроения может быть не в области психологии. Важно понимать, как давно все началось и что стало изначальной причиной. Страдал ли кто-то из близких сменой настроения? Также необходимо работать неуверенностью в себе, научиться принимать решение - это уже работа с психологом.
Маргарита
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
Я в принципе чувствительная, поэтому реагирую на многие ситуации достаточно эмоционально, часто переживаю. Не могу сказать, что это как-то фатально сказывается на жизни, но дискомфорт доставляет. На настроение, конечно, влияют и другие события в жизни (позитивные и негативные), но они не сказываются на моем самоощущении так, как рабочие вопросы. Другие неудачи проще переношу.
На этом рабочем месте 5 лет, отношения с начальником хорошие, уважаю его и считаю и хорошим человеком, и довольно хорошим начальником. Однако в последние 1-2 года он начал вслух оценивать мою работу, чего раньше не делал. Сейчас периодически слышу от него фразы вроде «ты умничка, отличная работа» или «ну это полная лажа, конечно: я сам сделаю, как надо». Мне это не нравится, чувствую, как будто он вторгается на мою личную территорию при этом.
Из-за неудач расстраиваюсь, переживаю. Потом отпускаю ситуацию через несколько дней и иду дальше.
Прямо сменой настроения (немотивированной) никто из близких не страдает, но мама тоже чувствительная, как и я. В моем детстве я не всегда понимала, почему у неё плохое настроение, например, тк причинами она не делилась.
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Маргарита!
Вы довольно объективно и здравомысленно описываете своё состояние. Не каждому удаётся вот так понятно, ясно и чётко понимать, что с ним происходит и как меняется настроение в зависимости от состояния производственной деятельности. Люди творческих профессий эти состояния улавливают и пользуются именно теми моментами, когда на них приходит вот такое озарение. Вы по сути тоже являетесь творческим человеком, так как постоянно участвуете в составлении новых проектов. Это не рутинная работа и требует непрерывного поиска новых идей и решений. Вы совершенно естественно получаете свою порцию радости от выполненных задумок. Это нормально. Однако вы ещё не столкнулись с творческим застоем, когда вы и в отпуске побывали, и отдохнули хорошо, а новых идей не приходит. Частично вы уже сталкиваетесь с такой проблемой, замечая, что не все проекты у вас удачные. Однако это тоже нормально. Вам это необходимо понять и принять. Это больше относится к философским вопросам. Если все проекты у вас будут удачными, то как определить не удачные. Конечно у маркетологов есть объективный показатель, это рынок, и можно сравнить результаты своих проектов. Но это не показатель вашей творческой активности. Ваша удовлетворённость результатом должна зависеть просто от хорошо выполненной работы. Со временем это понимание придёт, и вы снимете с себя обвинения в вашей мнимой, не всегда успешной деятельности.
Зорина Эльвира
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Маргарита
Маргарита, добрый вечер! Я думаю, что скачки Вашего настроения связаны с тем, как Вас оценивают на работе.
Когда Вашу работу оценивают как хорошую, настроение взлетает, когда возникает критика в Ваш адрес - настроение снижается, а поскольку Ваша профессия творческая в некоторой степени, то и интересные идеи начинают приходить с трудом. Получается замкнутый круг. Творческих идей меньше - похвалы меньше - настроение хуже.
Может быть, Вы слишком много сил и энергии отдаете Вашей работе? Почему?
Или Вы поставили себе какую-то цель, связанную с профессиональным ростом или карьерой?
Или, возможен такой вариант, когда среди коллег между собой очень сильна конкуренция. В таких коллективах как раз обычно сильное напряжение и желание соперничать друг с другом.
Или Ваша самооценка очень сильно зависит от того, как Вашу работу оценивают другие. И Вам очень хочется понравиться.
Есть какие-то мои предположения, которые у Вас откликаются?
С уважением, психолог Зорина Эльвира Консультации 8-911-738-59-96 (WhatsApp, Telegram)
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Маргарита
Но, в целом начальство Вас любит и ценит. Вы являетесь хорошим сотрудником. Единственное, Вы не можете воспринимать критику в свой адрес. А это говорит о Вашей неуверенности в себе, с которой Вам предстоит работать совместно с психологом.
"Однако в последние 1-2 года он начал вслух оценивать мою работу,"
Скажите, а с чего все началось? Почему он стал так делать? Говорили ли Вы ему о том, что Вам не нравится, когда Вас оценивают публично? Начальник со всеми так поступает? Или он не оценивает Вас публично, а говорит лично Вам, что ему не нравится или нравится в Вашей работе?
Если он начальник, он может высказывать, что ему не нравится в работе, но и вместе с тем, Вы можете привести аргументы, сказать, почему Вы сделали именно так, а не по-другому и вместе найти решение. Если начальство слушает подчиненных - это большой плюс.
Попробуйте следующее:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Именно это Вы должны выработать в себе, стать опорой для себя. Оценивайте, что получилось у Вас на работе, посмотрите, ведь в основном Вы преуспеваете больше.
2. Не ругайте себя за неудачи. Вы не робот и можете где-то ошибаться - это нормально, важно осознать эти ошибки, набраться опыта. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями.
Это поможет взглянуть на ситуацию в целом, научиться ценить себя, свою работу, Ваши труды.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Маргарита, здравствуйте. Что значит скачет настроение? Я поняла вас несколько по иному, словно, вы не очень уверены в себе, склонны к критике, как будто все время торопитесь получать отличные оценки и очень огорчаетесь когда возникает задержка с работой. Вы находитесь на сдельной оплате труда? Можете подробнее о себе рассказать, сколько вам лет с кем вы живете, кто вас поддерживает, что-то про родителей?
Маргарита
Пользователь
Ответ для: Тяпкин Иван
Иван, спасибо за поддержку! Вы меня очень ободрили.
Маргарита
Пользователь
Ответ для: Зорина Эльвира
Спасибо! Отчасти Вы правы: критика других людей на меня негативно влияет. Но я вообще не люблю, когда меня оценивают (ни ругают, ни хвалят), мне комфортнее, когда я ориентируюсь только на своё мнение. А чужое мнение сразу запускает у меня какой-то внутренний анализ, из-за которого я начинаю накручивать себя. Особенно негативная оценка, конечно.
Но плохое настроение наступает и если никто никаких комментариев не давал: я просто сама вижу, что сделала что-то плохо, мне самой не нравится, а как исправить и улучшить, не знаю. Переживаю точно так же.
Конкуренция в данный момент не очень большая, но мне интересно сейчас сосредоточиться на работе и хочется расти, как профессионал. Раньше такого интереса не было, я больше внимания уделяла развлечениям и более легкомысленно относилась к карьере в принципе. Сейчас есть что-то вроде внутренней потребности стать серьёзнее и в своих глазах видеть себя профессионалом.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Маргарита! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована. Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Работа над уверенностью в себе! Да, возможно, начать работать над собой, но, на это уйдёт время и не стоит пугаться и того, что иногда возможны и прежнее реагирование (так как оно привычно). У Вас нет опыта защиты себя, отделения от окружающих, поэтому Вам предстоит всё это сейчас нарабатывать. Помните ещё и то, что наше тело связано с чувствами внутри - т.е. внутри есть уже определенный якорь - например, когда телесно Вы замыкаетесь, то и возникают внутри чувства тревоги и неуверенности - это якорь. Его нужно "разъякорить".
Если Вы начнете работать над собой, то Вы будете переходить к большей осознанности, будете видеть и понимать свои действия и мысли, свои движения и слова, сможете их изменять, направлять и контролировать. Только важно понять - на что именно их необходимо заменить, верно? Поэтому важно детально проработать эту неуверенность и её проявление внутри Вас по всем сторонам (да, уже есть определенные, сформированные стереотипные нейронные дорожки по которым и идут мысли и действия, а предстоит выработать новые! путем повторения, научения, моделирования, как на когнитивном уровне, так и на поведенческом):
1. то, какими мыслями они закрепляется, какими мыслями она выражается. Прописать эти мысли. Увидеть их, познакомиться с ним. (в такой работе необходимо писать, прописывать, тем самым Вы будете переключать работу головного мозга с эмоциональной стороны этих мыслей, так как будет работать ещё и центр, отвечающий за письмо - т.е. работа и нейрофизиологическом уровне).
2. уровень убеждений, установок - они тоже разрушительны и ограничивают - проанализировать Ваши - тоже прописать - какие у Вас они есть (например, "я вызываю раздражение у других людей"). Выписать их все.
3. Начать менять мысли и установки - учить мыслить себя в другом направлении, расширять свою зону комфорта, переключать мышление, разрешать мысленно другим думать и чувствовать то, что они хотят (т.е. есть вещи, за которые Вы не можете отвечать - это мысли, чувства и действия другого человека. Поэтому мысленно формируйте в голове новые фразы вместе прежних мыслей и установок/убеждений - например, "я разрешаю им думать обо мне всё, что они хотят").
4. начать вращать эти мысли, замещать прежние мысли на новые. Будет непривычно, странно. Словно, эти мысли не естественны, чужие - но так и есть - они сформированы Вами и им нужно время, чтобы заместить то, что было раньше внутри Вас.
5. Ваше тело. Проанализируйте "позу неуверенности" - встаньте у зеркала и увидьте себя - поза, голова, плечи, руки, взгляд, ноги. Вспомните ресурсное состояние, когда Вы чувствовали себя уверенно, свободно и легко - посмотрите на своё тело, постарайтесь запомнить телом это чувство, подышите им.
Т.е. Вы таким образом показываете себе и своему сознанию, что тело может занимать другие позы и внутри Вы можете иначе себя чувствовать. Заякорите чувство уверенности - смоделируйте позу, которую сможете использовать, когда Вам будет необходимо почувствовать уверенность в себе (например, рука на боку). Прорепетировать эту позу. Потом начать смещать - из неуверенной позы в уверенную.
6. Теперь моделирование нового образа себя - разрешить своему сознанию увидеть себя через время, себя , но, этот человек выглядит уверенно, свободно, не зависим от мнения окружающих, не важно нравится кому-то или нет, принимает то, что кто-то может осуждать или критиковать, разрешает им это испытывать, но не берет это внутрь себя - рассмотрите этот образ! Что испытываете видя его? Важно разрешить сознанию увидеть то, что Вы можете такой быть.
7. начать внедрять всё это в жизнь, постепенно, неспеша, учиться наблюдать за собой, отслеживать свои мысли, движения, жесты, учиться их замещать.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Маргарита
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
Наталья, спасибо за рекомендации! Попробую.
С чего началось не могу сказать точно, конкретного момента вроде бы и не было. Но раньше никаких оценок я в свой адрес не слышала. Он не делает это на публику, все вполне экологично :) Говорит или лично мне, или чаще обсуждая прошлые проекты с другими коллегами при мне. Меня никто не обвиняет и на личности не переходит, но я неожиданно для себя могу услышать, что какой-то проект был «ну совсем лажовым», хотя внутри мы не обсуждали, что именно было не так и можно ли было что-то улучшить. В такие моменты особенно расстраиваюсь.
Виноградов Николай
Психолог
г. Киев
Коучинг
Здравствуйте. Вполне объяснимы данные ощущения и реакция на рабочий процесс. Вы сейчас строите карьеру и если бы было полное равнодушие в работе, то скорей всего ничего не получилось бы. Если дискомфорт зашкаливает, то единственное средство, это притормозить (меньшее количество проектов) и не так рьяно отдаваться работе. Еще один положительный момент, чем меньше проектов, тем больше времени на их создание, соответственно лучшее качество и как следствие больше положительных эмоций.
психолог-консультант с опытом работы более 12 лет.
Зорина Эльвира
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Маргарита
Маргарита, то о чем, Вы сейчас пишете, очень похоже на перфекционизм, желание делать все идеально, на пятерочку.
И Вы сами себе являетесь строгой судьей. Может бы, стоит в этом направлении подумать.
И еще: есть замечательная книга "Путь художника" Джули Кэмерон, почему-то она пришла мне на ум в связи с Вашей историей. Мне кажется, она некоторые Ваши темы может закрыть.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Маргарита
Пожалуйста!)
Нужно поработать над неуверенностью в себе, научиться воспринимать критику. Ведь критику можно воспринимать не как личное оскорбление, а как способ улучшать свои профессиональные навыки, тем более в таком контексте, где все происходит в рамках дозволенного, нет оскорблений.