Тревожность и страх общения - консультация психолога

Д19
У меня очень большие проблемы с общением. Я не могу нормально разговаривать с людьми, при каждом разговоре, особенно с не очень знакомым человеком я не перестаю думать о том, что обо мне подумают, что они думают о моей внешности, моих словах, какие выводы делают и т.д. Я стараюсь контролировать каждое слово, каждую фразу.
После любого разговора с человеком, в котором я выдала чуть больше информации, чем свое имя, я несколько дней мучаюсь, прокручиваю в голове диалог ещё и ещё раз, что нужно было сказать по другому, что говорить было не нужно.
Я все время нахожусь в каком-то страхе, всё время из-за чего то переживаю. Из-за чего угодно, я могу не спать до двух часов ночи из-за того что я сделала или сказала пять лет назад.
Я очень боюсь доверять людям. На парах в зуме я не могу сидеть с включенной камерой, потому что у меня навязчивые мысли , что все смотрят на меня. От этого бросает в пот, холодеют руки.
У меня очень часто, почти каждый день "сосет под ложечкой". От любого звука я непроизвольно дёргаюсь и потом ещё секунд 10 не могу нормализовать сердцебиение (от страха сердце начинает биться быстрее).
У меня периодически (несколько раз в день) появляется что то вроде нервного передёргивания плечами.  Не знаю, как это называется, но в какой то момент появляется острое желание встряхнуть плечами и если я этого не сделаю по всему телу как пробегает волна неприятных ощущений и страха.
Судя по всему ночью у меня скрежещут зубы - мне сняли бреккеты год назад и поставили капу (пластмассовое приспособление на зубы), за год она очень сильно стерлась и ортодонт сказала, что это вероятнее всего связано с бруксизмом.
Почти каждый вечер на меня наплывают как волны волнения и я с ними не могу ничего поделать и не могу уснуть достаточно долгое время.
Когда совсем тяжко принимаю Тенатен, но он не особо помогает. На что-то более сильное садиться не хочу.
Мне 19, у меня нет близких друзей и никогда не было отношений, потому что я очень боюсь впустить людей в свою жизнь, боюсь доверять людям, боюсь что обо мне что-то подумают (и что они вообще будут что-то думать обо мне).
У мен проблемы с прикосновениями - мне очень неприятно, если до меня дотрагиваются. Но я не думаю, что это связано. Мама говорила что я с рождения была "колючим" ребенком, не любила обниматься и т.д. Хотя, мне кажется, что в последние годы стало чуть хуже.
Я росла в полной семье, у меня хорошие отношения с обоими родителями. Есть два младших брата. Один младше меня на четыре года и ему я, наверное, доверяю чуть больше чем остальным. Второму брату всего 4 года, у нас разница 16 лет и я его очень люблю. Когда мне было 12, умерла моя бабушка, очень близкий мне человек, не знаю, не думаю, что её смерть очень повлияла на эту ситуацию, но возможно. В какие то моменты её поддержка была для меня очень важна и справиться с её смертью было тяжело. Тем более из-за её смерти у моей мамы было подавленное состояние несколько лет и я не могла с ней обсудить этот момент тогда, когда было нужно. Но я думаю, что я смогла справиться с этим.
В 2019 я уехала на учебу за границу, и, вероятно, это ухудшило мое состояние и потом ещё коронавирус, из-за которого мне пришлось вернуться и больше полугода сидеть, почти не выходя из квартиры.
В детстве у меня не было таких проблем, когда именно началось сказать не могу, но последние года два-три ухудшения очень явные.
Я не могу почти к обычному психологу, потому что понимаю, что я просто не смогу кому то довериться и рассказать это все в лицо человеку.
Очень надеюсь, что вы сможете примерно сказать что со мной, в каком направлении мне двигаться, потому что я не могу жить всю жизнь так. Спасибо!
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Анна! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Работа над уверенностью в себе: Да, возможно, начать работать над собой, но, на это уйдёт время и не стоит пугаться и того, что иногда возможны и прежнее реагирование (так как оно привычно). У Вас нет опыта защиты себя, отделения от окружающих, поэтому Вам предстоит всё это сейчас нарабатывать. Помните ещё и то, что наше тело связано с чувствами внутри - т.е. внутри есть уже определенный якорь - например, когда телесно Вы замыкаетесь, то и возникают внутри чувства тревоги и неуверенности - это якорь. Его нужно "разъякорить".
Если Вы начнете работать над собой, то Вы будете переходить к большей осознанности, будете видеть и понимать свои действия и мысли, свои движения и слова, сможете их изменять, направлять и контролировать. Только важно понять - на что именно их необходимо заменить, верно? Поэтому важно детально проработать эту неуверенность и её проявление внутри Вас по всем сторонам (да, уже есть определенные, сформированные стереотипные нейронные дорожки по которым и идут мысли и действия, а предстоит выработать новые! путем повторения, научения, моделирования, как на когнитивном уровне, так и на поведенческом):
1. то, какими мыслями они закрепляется, какими мыслями она выражается. Прописать эти мысли. Увидеть их, познакомиться с ним. (в такой работе необходимо писать, прописывать, тем самым Вы будете переключать работу головного мозга с эмоциональной стороны этих мыслей, так как будет работать ещё и центр, отвечающий за письмо - т.е. работа и нейрофизиологическом уровне).
2. уровень убеждений, установок - они тоже разрушительны и ограничивают - проанализировать Ваши - тоже прописать - какие у Вас они есть (например, "я вызываю раздражение у других людей"). Выписать их все.
3. Начать менять мысли и установки - учить мыслить себя в другом направлении, расширять свою зону комфорта, переключать мышление, разрешать мысленно другим думать и чувствовать то, что они хотят (т.е. есть вещи, за которые Вы не можете отвечать - это мысли, чувства и действия другого человека. Поэтому мысленно формируйте в голове новые фразы вместе прежних мыслей и установок/убеждений - например, "я разрешаю им думать обо мне всё, что они хотят").
4. начать вращать эти мысли, замещать прежние мысли на новые. Будет непривычно, странно. Словно, эти мысли не естественны, чужие - но так и есть - они сформированы Вами и им нужно время, чтобы заместить то, что было раньше внутри Вас.
5. Ваше тело. Проанализируйте "позу неуверенности" - встаньте у зеркала и увидьте себя - поза, голова, плечи, руки, взгляд, ноги. Вспомните ресурсное состояние, когда Вы чувствовали себя уверенно, свободно и легко - посмотрите на своё тело, постарайтесь запомнить телом это чувство, подышите им. Т.е. Вы таким образом показываете себе и своему сознанию, что тело может занимать другие позы и внутри Вы можете иначе себя чувствовать. Заякорите чувство уверенности - смоделируйте позу, которую сможете использовать, когда Вам будет необходимо почувствовать уверенность в себе (например, рука на боку). Прорепетировать эту позу. Потом начать смещать - из неуверенной позы в уверенную.
6. Теперь моделирование нового образа себя - разрешить своему сознанию увидеть себя через время, себя , но, этот человек выглядит уверенно, свободно, не зависим от мнения окружающих, не важно нравится кому-то или нет, принимает то, что кто-то может осуждать или критиковать, разрешает им это испытывать, но не берет это внутрь себя - рассмотрите этот образ! Что испытываете видя его? Важно разрешить сознанию увидеть то, что Вы можете такой быть.
7. начать внедрять всё это в жизнь, постепенно, неспеша, учиться наблюдать за собой, отслеживать свои мысли, движения, жесты, учиться их замещать.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Анна
Здравствуйте.
Понимаю вас, ваши переживания, это действительно жутковатое состояние. Понимаю что вы не видите проблемы в семье, в которой вы воспитывались. В тоже время вы косвенно указываете на сохраняющуюся связь вашей мамы со своей мамой (она долгие годы переживала смерть своей мамы, хотя согласно ритуалам года достаточно для выравнивания чувств) и есть предположение, что ваши переживания связаны в ваших отношениях с вашей мамой. Как быть в такой ситуации? Выход можно найти через психотерапию. Согласна вам помочь.
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Анна
Здравствуйте Анна! Если вы живёте в большом городе, то можно посоветовать вам пройти тренинг общения или коммуникаций. Конечно можно найти такие тренинги онлайн, в интернете, но в вашем случае лучше вам пообщаться в живую, с группой людей. Такой общение и получение навыков социализации в небольшой группе для вас будет несколько проще, чем проходить индивидуальные консультации у психолога. В небольшом коллективе вы будете видеть, что не у всех всё получается с первого раза, и для вас это будет психологическая поддержка в том смысле, что вы ощутите себя не такой одинокой со своими тревожными ожиданиями. Другой вариант — это индивидуальная консультация онлайн, что также поможет вам решать проблему с общением. Вы уже сделали первый шаг для улучшения вашего состояния, не останавливайтесь на этом, продолжайте искать и использовать другие способы выхода из этого состояния и у вас всё получится.
Бидзиля Екатерина
Психолог
г. Саратов
Эмоционально-образная терапия
Автор, здравствуйте. Вы в силах все изменит и вы уже на пути изменений. Данный путь желательно пройти со специалистом, сейчас можно подобрать сете онлайн специалиста, в том числе с подходящими для вас условиями.
Виноградов Николай
Психолог
г. Киев
Коучинг
Ответ для: Анна
Здравствуйте.  Описали целый букет комплексов и начали с того, что неуютно чувствуете себя в социуме. По поводу доверяться людям, а кто вам сказал что это нужно делать со всеми и всюду. Можно доверять близким людям, которые точно желают вам добра, а все остальные доверие должны заслужить, если им это нужно. Каждый человек по своему уникален и конечно нельзя бояться показывать себя со всех сторон. Наверняка встретите людей которым вы нравитесь такая какая есть, если кому-то не понравились, пусть дальше топают в поисках своего круга общения. И самое главное, мир не крутится вокруг нас и никому вообще нет дела что вы когда-то сказали или сделали. Все забывается довольно быстро, потому что не интересно, ну или совсем внимание не обращают. Если хотите что бы ваши слова или поступки действительно запоминали, тогда выделяйтесь из толпы в хорошем смысле этого слова.
психолог-консультант с опытом работы более 12 лет.