Как настроить подростка на учёбу - консультация психолога

Здравствуйте! У меня сын, 16 лет, плохо учится. Закончил 9 класс с низким баллом, нужно поступать а по настрою видно что он расслаблен. Четвертую четверть был дома из-за пандемии, успеваемость ещё больше снизилась. На днях узнала что он меня обманывает. Без его ведома почитала переписку с его подругой где узнала что он курит. Увидела фото на которой он с сигаретой с бутылкой пива. Это был его ДР, он его праздновал у друга в частном секторе. Когда пришёл домой запаха сигарет алкоголя я не обнаружила и вёл он себя как обычно. Прибываю в шоке, как мне с ним разговаривать, не могу признаться что прочитала переписку. О вреде алкоголя и сигарет с ним беседы проводила регулярно, но это его не остановило. Как его огородить от плохих компаний, как настроить его учиться? Когда с ним разговариваю он отвечает :да хорошо, я все понимаю... Я разведена, его отец не участвует в воспитании сына, так же не помогает материально. Дома бываю редко из-за работы, и чувствую всегда угрызения совести что мало уделяю сыну внимания. Подскажите пожалуйста как с ним проводить беседы, подобрать правильные слова? Очень хочу быть услышанной сыном.
Лазарев Валентин

Психолог
г. Москва
Рационально-эмотивная терапия
Екатерина, здравствуйте! Ваше беспокойств по поводу показателей учебы сына понятны и естественны. Мальчику 16 лет, возраст активного становления его личности, самоопределения и самоутверждения. Именно в таком возрасте и формируется вектор жизненных целей и намечаются способы их достижения. Очевидно, что в этом вы тоже принимаете участие. Екатерина, каким видится будущее сына и кто он в нем? А дальше вопрос к сыну, какое будущее видится ему и кем сын видит там себя? Важно чтобы ваши и сына представления по этому вопросу совпадали. Тогда за вами будет задача по возможности обеспечивать сыну движение к цели, а ему проявлять старание. Но похоже, что такое целеполагание у сына или слабо формируется, или его нет вовсе. Отсюда снижение интереса к показателям учебы. Поэтому важно сейчас работать над формированием предметного, четкого представление у сына его будущего и того чем и как он станет его обеспечивать. Если такое видение будущего станет программой его действий, то проблема уебы сына будет решена. Здесь есть нюанс, назиданиями и принуждением тему не поднять. Нужны доверительные ненудные разговоры на эту тему. Мальчик должен (при вашем содействии) сам прийти к такому решению. Что касается курения и употребления пива на дне своего рождения в компании сверстников, то из этого не следует делать проблему. Мальчик возможно демонстрировал сверстникам свою лояльность их кругу. Важнее понимать кто эти ребята, что ими движет, какие ценности их объединяют (что это за компания). Вам надо постараться найти форму общения с сыном не столько с позиции матери, которая не жалея сил создаёт ему условия для подходящего самочувствия и взросления, а старшего, уже познавшего во многом жизнь товарища, подруги, Это сделать не просто, но с учетом возраста сына по другому установить доверительные, поддерживающие отношения будет сложно.
Валентин
Екатерина
Пользователь
Ответ для: Лазарев Валентин
Спасибо огромное! Будем работать над этим!
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Екатерина! Сын взрослеет и Вы не можете понять, как сейчас Вы можете управлять им и контролировать. Ведь, когда дети маленькие, то с ними легче, они слушаются. А сейчас, Вы понимаете, что он всё меньше и меньше начинает слушаться Вас и Вы хотели бы вернуть это обратно. НО не знаете как. Дело в том, что и не получится. Вам важно понять, как сейчас строить отношения с сыном, учитывая то, что он уже вырос и уже не будет слушаться Вас. Обратите внимание, он прибегает к атрибутивной взрослости - т.е. берте то, что позволительно Взрослым - пиво, сигареты, для чего? Чтобы показать в своей среде какой он большой и что он вырос. С Вами у него постоянная борьба, что Вы говорите с ним, проводите беседы, пытаетесь отгородить его от чего-то в жизни, но к чему это приводит. К тому, что он просто перестаёт Вас слышать. Вам нужно переходить на другой уровень отношений с сыном, учитывая, что уже он сам может принимать решения. Ему 16 лет. Можете так и говорить - если ты куришь - это твой выбор, твоё здоровье и твоя ответственность. Если ты пьешь пиво - тоже. Т.е. перестаньте быть для него только той мамой, которая оберегает его, Вам важно научиться отдавать ему ответственность за свою жизнь. Он учится, предстоит учиться дальше. Вы сможете его замотивировать? Нет, ему нужно понять, что это нужно ему и нужно понять - а зачем? для того, чтобы он мог жить и обеспечивать себя в жизни,а не рассчитывать на Вас. Перераспределите обязанности, он ждет, что в нём увидят Взрослого. Также, он в состоянии начать зарабатывать на себя сам. Так и скажите ему, ты растешь, у тебя есть свои интересы и потребности, и ты может сам учиться себя обеспечивать. Т.е. покажите ему, что Вы принимаете то, что он вырос и покажите какого взрослого Вы готовы в нём видеть! Обращайтесь к нему, как у уже молодого человеку, а не просто как к сыну, которого нужно оберегать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!