раздражает мама. - консультация психолога

Мне 14 лет, я очень вспыльчивая и эмоциональная. У меня проблема, моя мама очень сильно меня раздражает своими поступками и тем, что если ей что-то говорить про какую-либо личную тему, то она может специально переводить тему и игнорировать, подмечая мои минусы в поведении или внешности, но к этому я как-то даже привыкла и уже более мягче отношусь, а точнее либо никак не реагирую, либо повторяю её фразы и манеру общения. Сейчас же меня чаще волнует тема, когда она вымещает свою агрессию и усталость на мне физическим способом. Это ударить несильно, пнуть, подзатыльник дать, кинуть в меня вещь (маленькую или неочень, но влюбом случае это не что-то тяжелое). Сегодня она меня давила дверью, когда я пыталась выйти из комнаты(она это делала осознанно и даже кричала на меня). Проблема в том, не как она поступает, а как я реагирую. Я напомню, что очень вспыльчива и эмоцианальна, как уже упомянула ранее. После такого я обычно сразу начинаю плакать, но уже на едине с собой (т.к. при матери это делать не желательно, она негативно реагирует) и срываюсь на самой себе, наношу себе телесные повреждения (порезы, ожоги, наглатываюсь таблеток), что с этим делать?
Баландина Елена
Студент-психолог
г. Новороссийск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: ксения
Здравствуйте Ксения! Мне жаль, что ваши отношения с мамой такие сложные. Возможно ваша вспыльчивость и агрессия, это защитная реакция на маму. Если я вас правильно поняла, ваша мама игнорирует вас, когда вам хочеться поделиться с ней какой-то важной темой для вас. И для вас это тоже может быть болезненно. Каждому ребёнку хотеться получать от родителей, любовь, тепло, интерес к их проблемам, принятие и другое. И если я правильно вас поняла ваша мама вас не принимает, и так же обсуждает вашу внешность. Вы сказали, что уже привыкли к этому, но возможно вы как то неосознанно таким способом защищаетесь, меньше реагируя на негативные коментарии и упрёки. То что мама проявляет на вас агрессию, и физически несильно причиняет вред, и вымещает на вас злость, свою усталость. Вы сказали, что проблема, не в том как она поступает, а как вы реагируете на такие действия со стороны мамы. Если я вас правильно понимаю, что вы в какой-то степени себя вините, и думаете, что я какая то неправильная, не такая. Я должна по другому реагировать
Я думаю, что вы реагируете обсолютно нормально, в данной ситуации. Все с вами в порядке, вы нормальный ребёнок. Мама причиняет вам боль, и неприятные психологические, физические, эмоции. И вы за это на нее злитесь, и также отстаиваете свои границы, того, как с вами можно и нельзя. Вы также находитесь в подростковом периоде, эмоции и в правду могут зашкаливать. И в идеале, родителям важно проявлять в этот период терпение к тому, что дети меняются. Уважение, любовь проявлять к индивидуальности ребёнка. Да строгость тоже должна присутствовать, но адыкватная. Когда ребёнок говорит находить время выслушать, и не критиковать внешность ребёнка. Потому, что это может повлечь в будущем комплексы по поводу внешности и многие другие проблемы с самооценкой, с отношениями с другими людьми.
Вот ваш вопрос, что с этим делать, к сожалению сложно в этой ситуации, как то найти решение. Психолог не может изменить родителей. Поменять отношение вашей мамы к вам, или сделать так, чтобы вы не реагировали на маму агресивно и вспыльчиво. Вы в праве чувствовать все эти эмоции, если по отношению к вам так относяться. Но донести важность этой мысли до родителей не возможно, родители часто не понимают, что причиняют детям боль, травмы. И если сам родитль не хочет меняться. То и другие не смогут на него повлиять. Мне искренне жаль, что у вам такие тяжёлые отношения с мамой, но то что вы сюда написали, уже хорошо. Да мы не сможем изменить вашу маму. Ваша мама в силу каких-то своих жизненных причин такая, и только она сама себя может изменить, если захочет. Но если вы не будете бояться писать, просить помощи у психологов. То когда вы станете старше, и начнете жить самостоятельно. Постепенно в терапии с психологом проработаете эти травмы и тяжёлые эмоции. Вы нормальная, хорошая, всё с вашей внешностью хорошо, вы не должны соответствовать каким то стандартам красоты. Каждый человек уникален и индивидуален. И пожалуйста живите, не причиняйте себе боль и травмы. Знайте, что немного подрастете, и всё постепенно наладиться. Вы не виноваты ни в чем. Вы обсолютно нормальный ребёнок.
Ксения Васильева

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: ксения
Добрый день, Ксения!
Посмотрите на ситуацию со стороны. Если бы, к примеру, у вашей лучшей подруги ее мать могла бы:
Цитата: ударить несильно
Цитата: пнуть
Цитата: подзатыльник дать
Цитата: кинуть в меня вещь
Цитата: давила дверью
- и подруга бы пожаловалась, что она бесится и злится, что бы вы ей ответили? Я не имею права отвечать за вас, но не ответили бы вы, к примеру, о том, что у вас возникло бы желание дать сдачи, или же сбежать из такого дома прочь как можно быстрее, или спрятаться так, чтобы мать не нашла, пока не успокоится?
Гнев и даже ответная агрессия в такой ситуации - предсказуемая и логически обоснованная реакция. А вот над тем, как мать остановить, пока она не взяла в руки тяжелую вещь - следует задуматься.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
Маргарита Пикк
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: ксения
Коллеги дали уже вам часть ответов на ваш вопрос. Поэтому добавлю от себя, в некоторых аспектах повторяясь, но лишь для того чтобы вам было понятнее:
1. Обязанность родителей заботиться о благополучии своего ребенка, как физическом так и психологическом. В вашем случае эта обязанность искажена тем что вы описали (физические истязания и психологические в виде оскорблений и унижений)
2. Ваша здоровая часть личности реагирует адекватно- гневом. А вот травмированная на это отвечает увы не здорово срываюсь на самой себе, наношу себе телесные повреждения (порезы, ожоги, наглатываюсь таблеток). Так вы пытаетесь заглушить, душевную боль, физической и это уже не нормально.
По этому отвечая на ваш вопрос что с этим делать? здесь будет единственным верным решением, попытаться обсудить с матерью. Если это не возымеет успеха (по тем или иным причинам ) обратиться за помощью - бесплатно к психотерапевту, клиническому (медицинскому) психологу в вашей поликлинике (если есть), или в центр соц.защиты для несовершеннолетних к психологу (там точно будут специалисты работающие с подобными ситуациями). В одиночку вам будет сложно это преодолевать, поэтому не стесняйтесь и не бойтесь обращаться за помощью.
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ • НЕЙРОПСИХОЛОГ • ПСИХОЛОГ • М. Пикк • Skype: psy.pikk