Как отпустить прошлое и обрести гармонию после развода? - консультация психолога

Мне 37 лет, двое детей. Развелась в декабре прошлого года после 16 лет брака. Инициатором развода была я. Причина - постоянная критика, негатив, вечное недовольство, психологическое давление со стороны мужа, а также конфликт мужа со старшей дочерью подростком, дело дошло до взаимной ненависти и оскорблений. Время прошло, но я до сих пор не отпустила ситуацию до конца, часто прокручиваю негативные мысли, воспоминания, обиды о семейной жизни. Развод был тяжёлым в эмоциональном плане, муж психологически давил на меня, обвинял и т.д. Он хочется помириться, я нет. Манипулирует квартирой, хотя есть однокомнатная квартира в которой, он мог бы жить. Мы сейчас живём в квартире, где ему принадлежит 1/4 доля. Осенью должен приехать с командировки. Я с ужасом понимаю, что он опять придёт качать права, что опять начнутся мучитительные для меня выяснения отношений.
Мне не хватает уверенности в себе, отсюда страхи и сомнения. Я всегда мечтала, о счастливой семейной жизни, что выйду замуж один раз и навсегда. Но семейная жизнь не сложилась, я была несчастна в браке, но и развод мне счастье не принёс.
Вопрос, как отпустить прошлое, как найти в себе внутренние ресурсы, чтобы быть самодостаточной и уверенной в себе, обрести душевную гармонию?
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Наталья
Здравствуйте. Вы пишите:
- что ваш брак длился 16 лет, что чуть больше как полгода назад развелись с мужем, по двум причинам - отношение его к вам и отношение его к вашей дочери,
- что вас беспокоит несоответствие ваших мечтаний к имеющейся настоящей вашей жизни,
- что вам не удалось быть счастливой и в браке, и сейчас вне брака,
- что вы подвержены страху.
Ваши проявившиеся конфликты имеют основание быть даже по той одной причине страха.
Конечно, переживание вашей неуверенности, прежде всего, связано с вашим непонятным страхом. Что скрыто под эти чувством?
Вы осознаете свое ощущение страха, но следствием чего является страх? Причины его скрыты от вашего сознания и можно лишь предполагать, что стоит за этим.
Страх может прикрывать какие-то не переживаемые вами чувства (это может быть ненависть или злость, может быть непереносимость кого-либо из ваших значимых в детстве людей и зависимость от них) или скрытые пугающие ваши желания, страх является хотя и отрицательной эмоцией, но он необходим вам так как является сигналом предупреждающим об опасности. Под страхом может быть скрыто чувство любви к вашим родителям (чувство любви к вашему мужу не могло соперничать с этим чувством) которых вы послушались и к чьему опыту вы могли прислушиваться, а в результате вы несете в себе чувство вины перед мужем, что и мешало строить взаимоуважающие отношения.
Вы пишите, что вам не хватает уверенности в себе, что вам необходим авторитетный ответ, который бы помог приобрести душевную гармонию. Для уточнения возможностей решения ваших вопросов вы можете позвонить мне по телефону 89521561430
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Наталья
Наталья, здравствуйте! Вы долго прожили вместе, однако , по описанию ситуации, Ваш муж был для Вас и дочери токсичным человеком, взаимоотношения с ним, отравляли Ва. Но вы жили с ним, возможно, была идея, что Вы сможете изменить мужа, было жаль терять брак и откладывали развод, И то, что надежды не оправдались и Ваши вложения в семью и терпение, не окупилось, подкосило еще больше. И теперь весь это груз прошлой токсичности, находится в Вас, от того и тяжело и плохо. Есть техники в Эмоционально- Образной терапии, которые помогают избавиться от груза прошлого, тогда будет легче принять наилучшее решение, как максимально дистанцироваться от бывшего мужа.
С уважением, Елена
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Наталья! Вы решили завершить дисфункциональные отношения, но Вам сложно, Вы боитесь поверить в свои силы, так как за столько лет потеряли уверенность в себе, чувство опоры внутри себя и Вас разрушает страх от ожидания того, что будет, когда он приедет. А Ваш страх даёт ему власть над Вами. Он угрожает и манипулирует, видя Ваше бессилие. Вам предстоит научиться защищать себя и дочь, показывая ему, что Вы больше не позволите себе быть жертвой в отношениях с ним. Обязательно обратитесь к юристу, чтобы он рассказал Вам, какие могут быть Ваши действия. Чего ждать от мужа и что Вам предстоит делать в разных ситуациях, чтобы себя защитить. Муж пугает Вас, но есть закон и Вы можете себя защищать. Когда постепенно Вы будете выходить из этой зависимости, будете делать шаги, чтобы обретаться постепенно уверенность в себе и защищать себя. А муж будет видеть, что Вы не боитесь его и его манипуляции, угрозы и шантаж ничего ему не дают, что Вы не боитесь и больше не позволяете себе быть жертвой в отношениях с ним.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Муратова Анна
Психолог
г. Таганрог
Рационально-эмотивная терапия
Наталья,отпустить прошлое можно,если осознать невозможность к его возврату.Человек-это самоорганизующаяся система,обладающая достаточными ресурсами.Ресурсы-это средства и возможности,которые помогают человеку выйти из кризисного состояния. К ресурсам относятся:сильные и лучшие черты характера;помощь и поддержка людей,которые Вас любят,уважают; общение с ресурсными и успешными людьми;побольше юмора в свою жизнь; ваши интересы,хобби;правильное питание,которое регулирует гормональный фон человека; активная,адекватная физическая нагрузка; отпуск-отдых; постановка приоритетных стратегических целей на год,пять и т.д. лет и многое другое.Наталья,чтобы Вам быть гармоничной личностью, ваша задача- научаться переключать свое внимание на то,что способно принести Вам максимальное удовлетворение в вашей жизни.