Смерть близких людей и семейные отношения - консультация психолога

Здравствуйте!  Мне 29 лет. Я столкнулась с такими ситуациями...
1) я замужем. В прошлом году познакомилась с молодым человеком, в которого влюбилась, а позже потеряла (умер от меланомы). О его диагнозе знала, но решила принять то как есть. этот молодой человек во многих смыслах слова меня изменил. Во-первых, поверила в себя; во-вторых, стала заниматься благотворительной деятельностью; в-третьих, уволилась с организации, где меня к сожалению, не ценили... Этот список я могу перечислять очень долго. О своих чувствах сказать не успела. Но после его ухода из жизни решила написать его маме письмо, в котором изложила подробности (где и как мы познакомились, и то, что не успела ему сказать при жизни, о своих чувствах). Я его часто вспоминаю, не могу забыть. Но про себя понимаю, что должна отпустить. На сегодняшний день я поддерживаю связь с его мамой. Нам обоим проще было пережить смерть человека в которого я была влюблена, да и поддержка ей была необходима. Возможно, благодаря такому общению я смогла быстро восстановиться, и не зацикливаться на горе. Она во мне увидела отдушину, потому что характером я похожа на её сына, такая же заботливая и внимательная... Я не знаю как сложилась бы наша жизнь, если бы он выжил. Возможно, я ушла от мужа, и начала новую жизнь...
Что для этого надо сделать? Как отпустить? Ведь прошло почти полгода, а я по-прежнему ищу его в толпе, думаю, жалею, что не успела о многом ему сказать, и увидеться с ним в последний раз.
2) Не успела я похоронить того, кого любила, так месяц назад узнала, что не стало моей лучшей подруги. Мы дружили со времён университета, даже поступали вместе. Я старалась поддерживать её во всём, даже когда узнала, что она ждёт ребёнка. Никогда не бросала её в беде, а она старалась быть со мной. Даже если нас разделяли сотни километров. Она даже приезжала в больницу ко мне, и это при том что дорога туда-обратно занимала 4 часа!! Она даже поддержала меня, когда я рассказала о своей влюбленности и потере (писала про неё выше). И пожалуй, это был единственный человек, на которого я могла рассчитывать если в моей жизни случается \"черная\" полоса, высказать все свои переживания, проблемы в семье ... В мае этого года мы должны были встретиться. Она меня пригласила к себе в гости, но я попросила перенести встречу, потому что хотела увидеться с мамой молодого человека, в которого была влюблена. Я ей рассказала, что меня в мае ждёт командировка в ваш город, поэтому есть шанс увидеться. Она не обиделась, а даже очень обрадовалась. Но мы не смогли увидеться. В мае этого года её не стало. Я не смогла приехать на её похороны, 40 дней... А теперь и во все жалею, что отказалась от встречи, ведь я бы могла просто приехать хотя бы на выходные. Сейчас я очень хочу съездить к ней на могилку, чтобы попросить прощение и всё такое, но... Меня не отпускает муж и моя мама. Говорят, что это всё глупости, да и дорога дальняя (туда-обратно 16 часов), лишняя буду там, где меня не ждут (хотя мама моей подруги очень просит, чтобы я приехала, потому что знает, что я была с её дочерью очень близка)... Но я чувствую, что это мне необходимо, я многим обязана своей подруге.
Эти две потери меня \"сломали\". Может скажете, что это всё глупости, но я так не думаю. И не знаю как мне жить дальше.
О своей семье. Я замужем 9 лет. У нас подрастает чудная дочка. Но я не могу сказать, что у нас идеальные с мужем отношения. Он меня ревнует к каждому встречному, командует что я должна одеть, куда мне ехать а куда нет и всё такое. Уйти не могу, потому что у нас общий ребенок и нет собственной жил.площади. Но иногда чувствую, что моему терпению придет конец.
Помогите пожалуйста, разобраться в себе. Буду очень благодарна!
Квасов Александр

Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ханна
Здраствуйте. Я не могу знать что вы чувствуете, боль каждого человека уникальна, но я слышу что вам тяжело. По правилам любая утрата переживается около года, при условии, что человек готов идти дальше. Грамотный специалист может несколько облегчить и ускорить этот процесс, но даже так, вы должны ориентироваться на год скорби. Со временем станет легче, чувства боли размоются, а воспоминания трагедии станут более блеклыми. В конце останется только тот чудесный опыт, что подарили вам эти люди.
Вам нужно больше говорить. Говорить с разными людьми о вашем горе. Говорить как можно чаще, даже если вы будете повторять одно и тоже. Не бойтесь скорбеть, время для радости ещё придёт, позже. Придумайте для себя ритуал памяти об усопших, что то своё. Я предложу вам для размышлений: может просмотр совместных фотографий или перечитывание старых писем, сообщений.
Стройте планы на будущее, первое время могут помочь элементарные списки дел: на день, на неделю, на месяц.
Ханна
Пользователь
Ответ для: Ханна
Здравствуйте! Спасибо за рекомендации. Если в первом случае я уже спокойно могу фото того человека смотреть, и пытаться себя эмционально контролировать. Да, мне это сложно. Во втором случае всё ещё достаточно свежо (прошёл только 1 месяц). Фото общих с подругой у меня осталось немного (по разным причинам), поэтому часто вспоминаю как мы учились вместе; где она меня спасала и всё такое. Нас объединяло общее дело -- любимая профессия. Но менять сферу деятельности я не планирую, потому что дорожу ею. А чтобы не так остро реагировать на эти события я ушла в своё любимое хобби -- коллекционирование почтовых карточек; возобновила общение со своей знакомой, с которой не общались 9 лет (поругались по юности из-за парня и взглядов на жизнь)... Из-за моего скрытного характера я не могу всем говорить о том, что у меня случилось. Да и, кажется, я всем надоела с этим. Раньше меня смогла в таком случае выслушать моя подруга, которой сейчас нет в живых. А теперь... мама любимого мною человека (его тоже нет в живых). Мама моей подруги не выходит на контакт. Понять её можно в принципе, ведь потерять единственного ребёнка -- это очень трудно. Что я чувствую сейчас? Боль, мысли "всё могло быть далеко не так как случилось" (в первом и втором случае); вину (не успела увидеться и многое сказать); в первом случае понимаю, что могла бы сделать большее для этого человека, но не смогла (у меня было не так много возможности, семья отнимала достаточно много времени и кажется он это понимал). Как бы в первом случае я буквально через 3 дня после его смерти устроилась в новую организацию, и продолжаю там работать и сейчас. Меня учили почти что с нуля, поэтому думать о наболевшем было некогда. Только когда приходила домой делала домашние дела, уроки с дочкой и искала как побыть наедине с собой, чтобы поплакать. Про стадии горя я слышала и читала.
Квасов Александр
Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ханна
Вы живёте так, как у вас получается. И довольно успешно справляетесь с тем горем, что пришло в вашу жизнь. Это время смениться другим, как только вы будете готовы. А до этого будьте к себе мягче.