в 14 лет, как быть? - консультация психолога

Полгода назад дочь (тогда ей было 14) сообщила, что относит себя к бисексуалам. Ей всегда нравились мальчики, и мне кажется, что это реакция на то, что мальчик, который ей нравился до этого, не принял ее симпатии, оставшись другом, а действительно хороших подруг у нее нет, только более-менее хорошие отношения с некоторыми одноклассницами. До ее признания у нее были проблемы со здоровьем - температура 37-37,3 и повышенная утомляемость, много и безуспешно лечились, потом пролечили тонзиллит и, практически одновременно с признанием, все прекратилось.
В тот момент я попыталась донести до нее мысль, мы в любом случае ее любим, от нее не откажемся, но что она, вероятно, приняла за любовь более близкую дружбу с девочкой, а в себе не разобралась. С того времени я стараюсь ненавязчиво повысить ее самооценку (она сутулится), быть ближе, привить ей чувство, что она красивая; если покупаем вещи, то предлагаю вещи более изящные и женственные, чем она предпочитает. Но боюсь снова заговорить на тему бисексуальности.
Так как мы не считаем нормой такую ориентацию и, как мне кажется, она все-таки сильно заблуждается, хотелось бы узнать, как можно действовать в данной ситуации? Надо ли обращаться к психологу и к какому? Опять же, кому - ей или всем троим (она, я и папа)? Какое поведение выбрать по отношению к ней?
Бернацкая Елена

Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Добрый день, Елена.
На мой взгляд, Вы замечательная, чуткая мама. Вы подметили, что болезненное состояние дочери сразу прошло после разговора о бисексуальности. Вы совершенно правильно поступили, выслушав признание дочери, пытаясь донести мысль, что Вы принимаете и любите ее любую. Это очень важно. Вы тревожитесь по поводу ее ориентации, но подростки действительно бисексуальны. Они ищут себя, пробуют, ошибаются- это все естественно для периода пубертата. Возможно, лучше набраться терпения и не акцентировать внимание на этой теме. Постарайтесь быть естественными. Я не считаю, что нужно менять поведение, подростки очень чувствительны к фальши, как и к любым советам взрослых, которых они не воспринимают в этот период.
Могу порекомендовать прекрасную книгу о подростках- Франсуаза Дольто "На стороне подростка".
Терпения Вам!
elenabern@mail.ru @elenabern_psy
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Елена!
Подростковый возраст, к которому относится ваша дочь, это время, когда юные взрослеющие дети только начинают формировать своё мировоззрение и так уж устроен наш мир, что каждое новое поколение стремится чем-то выделиться, показать свое отличное от взрослых поведение, мышление, эмоциональность.
Одним из поводов такого стремления к самостоятельным поступкам является желание повысить свою самооценку, встать на один уровень со взрослыми, доказать свою исключительность, вызвать к себе уважение со стороны старших.
Это вполне нормальные желания взрослеющих молодых людей. Однако не всегда такое желание повысить свой авторитет может достигаться обычными, приемлемыми в обществе способами – успехами в учёбе, спорте, музыке или другими видами деятельности.
В таком случае у подростков может возникать желание выделиться из общего фона любым другим способом, иногда и противозаконными действиями, а иногда, как в вашем случае, признанием своей исключительности в сексуальной сфере.
По мере взросления такого рода отклонения могут исчезнуть и ваша дочь, увлекшись другими интересами, может вообще забыть о такого рода проблеме.
Вполне возможны и другие причины которые, подтолкнули вашего ребёнка к такому рода признанию.
Вам желательно вначале самой, или вместе с мужем, без дочери, обратиться к психологу для более подробного уточнения других обстоятельств подобного поведения вашего ребёнка. Такая консультация поможет вам определиться с вашими дальнейшими действиями.
И ещё, особо не переживайте по этому поводу, пока все эти фантазии находятся в границах допустимого воображения.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Елена! Между Вами и дочерью близкие отношения, что подтверждается тем, что она смогла Вам доверить такие интимные вещи о себе. Вы теряетесь, потому что не знаете, так ли это или дочь пока не разобралась в себе. Поверьте, с такими мыслями сталкиваются многие подростки (не все доверяют это родителям).
Дело в том, что такое состояние иногда бывает как у юношей, так и у девушек. Они видят что-то в кино, в передаче или где-то, это не важно или в подругах/друзьях, в других людях и что-то испытывают, но сами не могут понять что. Они погут путать интерес к человеку с сексуальным интересом, так как ещё не могут различить нюансы отношений и симпатий! Могут или испытывать страхи по этому поводу или поверить в то, что они такие У неё может происходить процесс проекции - т.е. она примеряете образ на себя, что-то в девушках её затронуло - это может быть проявление сексуальности, свободы, необязательно акцент именно на сексуальной стороне! Или она могла увидеть в образе девушки что-то, что ей нравится и, возможно, этого у неё нет или не хватает или наоборот, девушка напоминает ей её саму же или она обладает чем-то, что ей нравится. И она могла перепутать эти чувства с сексуальным подтекстом.
Вы хотите помочь ей, но не знаете как это сделать. В первую очередь, не пытайтесь убедить её в том, что она ошибается, это может наоборот, закреплять её протест и убеждать ещё больше. Лучше обратиться к психологу, чтобы он помог ей самой увидеть себя, разобраться в себе.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Аноним
Пользователь
Ответ для: Елена
Бисексуальность это не диагноз, а то что Вашей дочери нравятся другие девушки. Я предполагаю, что много ценных качеств есть у женского пола: чуткость, внимание, нежность, понимание...Да и тело женское достойно любования: груди, изгибы тела, бедра, стройные ноги, приятная кожа, струящиеся локоны волос... Нам всем нравятся красивые женщины (обоим полам, женщины стремятся быть такими) - именно на это и рассчитана индустрия красоты, реклама...Кроме того, сейчас бум однополой любви, многие молодые люди пытаются заработать на этом известность, лайки... Без бисексуальности мы не могли бы понять и принять точку зрения других, не смогли бы учиться новому из за дикой и жесткой конкуренции внутри женского пола...Поэтому, приблизительно в возрасте Вашей дочери, все девочки постоянно и везде кучкуются(пижамные посиделки), общаются и секретничают, учатся целоваться, занимаются исследованием созревающих и меняющихся тел... В их общении веселье и полное доверие, куда не вхожи ни взрослые проблемы, ни мужской пол... Определенная фаза развития сексуальности, пока незрелой... Но очень часто затем внимание обращается к фантазиям о "принце на белом коне"...а это уже другая история, да и произойдет через пару-тройку лет... Главное, чтобы подруга была хорошим, интересным человеком, который будет ценить отношения с Вашей дочерью... Бисексуалок (истинных) в природе единицы, но женщина порой должна играть и получать удовольствие от жизни, проще говоря дурачить других...А вот сутулиться вредно: спорт необходим для красоты (осанки) и, конечно, с согласия и желания дочери, хороший психолог тоже в помощь для самореализации Вашей красавицы, т.к. у всех живых есть проблемы и неисполненные желания о лучшей жизни...
Елена
Пользователь
Спасибо огромное всем, кто откликнулся, записалась на предварительную встречу с психологом, потом предложу дочери совершить к нему визит, думаю, что будет полезно не зависимо от поднимаемых тем. Для себя многое поняла, еще раз благодарю!