Подросток — 13-14 лет - консультация психолога

Подросток - мальчик 13 лет не хочет учиться, пробовал насвай, "пыхать", курить. Сейчас зависимость от телефона, играет в пабг до 5 часов утра каждый день. Как направить его на путь истинный
Войникова Екатерина

Психолог
г. Одесса
Системная семейная терапия
Добрый день. Вы предоставили не очень много информации о ситуации, но давайте попробуем исходить из того, что есть. 13 лет - возраст пубертата, один из самых кризисных периодов взросления. К обычным сложностям, которые возникают при прохождении психологического кризиса (в 3, 7, 21, 30 лет), добавляется еще мощная физиологическая нагрузка со стороны созревающей гормональной системы. Ребенка часто "штормит", у него может непредсказуемо меняться настроение, он быстрее и сильнее устает, чем раньше, хотя потребность быть взрослым, независимым, самостоятельным становится как никогда острой. При всем этом лобные доли еще не дозрели - и осознавать последствия поступков (например, знакомства с насвай), особенно долгосрочные, подросток еще не способен. Как правило, психологи советуют родителям выбрать такое поведение по отношению к подростку, которое ослабляло бы конфронтацию, помогало объединиться, а не "воевать" с подростком. Переходный возраст закончится, а послевкусие "войны" или "мира" в отношениях останется. К тому же, на практике, как правило, противостояние, категоричные запреты, морализаторство и силовые методы не приносят желаемого результата, особенно если у подростка есть склонность к протестному поведению. Все это касается общей линии поведения. Теперь давайте попробуем взглянуть на конкретные моменты, перечисленные вами. 1) Курение, экспериментирование с насваи - это вредная привычка, которая чаще всего привлекает подростков именно из-за того, что она делает их весомее и авторитетнее в коллективе сверстников. Если в семье кто-то курить или злоупотребляет алкоголем, разговор о вреде для здоровья будут, скорее всего, бесполезны. А вот если кто-то попытается избавиться от вредных привычек и добьется в этом успехов на глазах у подростка - это может его мотивировать. Совместная активность для укрепления здоровья (одобренная подростком) - это тоже страховка от вредных привычек. 2) Зависимость от телефона. Игра, которую вы упоминаете, многопользовательская - это значит, что в нее играет много игроков со всего мира (своеобразная современная альтернатива дворовым играм). Скорее всего, мальчик не только играет, но и общается там. Возможно, это говорит о дифиците общения - может быть, с вами, а может быть, со сверстниками. Если создать ему возможность "примкнуть к коллективу" в реальности, скорее всего, интерес к таким играм снизится. Сделать это можно, отправив в секцию, кружки или т.п. места для коллективных занятий - но они должны быть обязательно выбраны самим ребенком. Цель такой активности - не дополнительное обучение, а создание среды для общения "по интересам", поэтому активность может быть целиком развлекательной. 3) Отсутствие интереса к учебе. Из вашего ответа неясно, был ли этот интерес раньше, или учеба никогда не находилась в приоритете. Предположу, что в этом процессе могло не остаться никаких позитивных эмоций для подростка - сложно сохранить интерес к занятию, которое вызывает один негатив. Вы можете вернуть эти эмоции, поддерживая ребенка даже в минимальных успехах, сравнивая его успехи не с идеальным вариантом, а с ним же вчерашним: "20 ошибок в тексте? Но в прошлый раз было 30. Конечно, это все та же двойка, но ошибок-то на треть меньше. В следующий раз будет 10, если ты будешь продолжать в том же духе". Возможно, учеба останется вынужденной необходимостью - так тоже бывает. По мере взросления подросток сможет понять, чем хочет заниматься, и ему придется наверстывать упущенное - тогда он с запозданием, но признает ценность знаний. И это будет его опыт.
Коротко подводя итог, ваш возможный путь - предложение здоровых альтернатив подростку, совместный с ним поиск тех же эмоций или способов удовлетворения потребностей, которые сейчас он закрывает с помощью игр и курения. Самое ценное в подростковый период - общение, право на свое мнение, принадлежность к группе сверстников, в этих областях лежит и самая ценная мотивация для изменений. Возможно, попробовать найти подход будет непросто, но не бессмысленно :)