Как мне воспитать свою силу воли, чтобы суметь сидеть на диете? - консультация психолога

Давно, когда мне было 18 или 19 лет я лежала в желудочно-кишечной больнице и мне врачи-гастроэнтерологи поставили диагноз «непереносимость глютена». Из-за этой болезни мне врачи сказали, что мне нужно соблюдать всю жизнь строгую диету без продуктов с глютеном. И у меня вопрос: как мне воспитать свою силу воли, чтобы суметь сидеть на диете?
Глютен – это вещество, которое есть в некоторых продуктах питания (пшеница, рожь, овсянка и ячмень). Эти запрещенные продукты мне нельзя кушать, а остальные продукты кушать можно. Трудно соблюдать такую диету без глютена, потому что во многие продукты питания в обычных магазинах добавлена пшеничная мука и поэтому мне нужно в основном самостоятельно готовить себе кушать, а не покупать готовые продукты (например, полуфабрикаты, сладости, приправы, колбасу и т.д.)
Соблюдать эту диету для меня не просто слегка желательно, а жизненно необходимо. Если человек с болезнью «непереносимость глютена» начнёт кушать запрещенные продукты с глютеном, то это очень вредно для здоровья. В интернете написано, что в случае несоблюдения диеты без глютена могут начаться тяжелые осложнения болезни (желудочно-кишечные болезни, болезни нервной системы, боли в сердце и даже рак, и даже преждевременная смерть).
После того, как мне давно (в 18 или 19 моих лет) врачи назначили диету без глютена, тогда я долгое время (наверное, несколько лет или больше), но с перерывами соблюдала диету без глютена. А потом я подумала, что продукты с глютеном вкусные и начала кушать их так, как будто я здоровый человек и мне можно всё кушать.
Это стало причиной того, что у меня начались проблемы со здоровьем. В октябре 2022 года я еще раз сдала анализы на непереносимость глютена и по результатам анализа у меня подтвердилась моя болезнь «непереносимость глютена». Я поняла, что врачи были правы, когда назначали мне диету без глютена и я решила, что теперь я уже точно буду всю жизнь соблюдать строгую диету без глютена.
Я обдумывала, почему я перестала придерживаться диеты, хотя я же знала, что мне нельзя кушать продукты с глютеном! И я поняла, что было несколько причин:
1. Продукты с глютеном очень вкусные и популярные. Я знаю, что цель всех продуктовых магазинов – это получить побольше прибыли от продажи их товаров. Для этого владельцы магазинов запускают красивую рекламу по телевизору, по интернету и на рекламных щитах в городе и в самом магазине. Также я знаю, что в продуктовых магазинах часто самые популярные продукты (молочные продукты, мясо, масло, яйца) специально кладут в конце магазина, чтобы покупатели, когда приходят в магазин, чтобы они не уходили быстро, сразу взяв нужные им продукты у входа, а для того, чтобы покупатели зашли в самый конец магазина и по дороге увидели другие продукты в красивых упаковках и тогда покупатели покупают больше продуктов, чем планировали. И мне нужно научиться справляться с этим влиянием на меня, как на покупателя, потому что для моего здоровья очень важно соблюдать диету без глютена. Не смотря на то, что я хожу в магазины за продуктами часто, наверное, каждую неделю и каждый раз мне нужно не поддаваться своему аппетиту. Например, я помню такую рекламу по телевизору про шоколадку. И там были такие слова: «Шоколадка баунти – райское наслаждение». И мне недавно вспомнилась эта реклама шоколадки и мне хотелось купить именно эту шоколадку Баунти. Но я знаю, что все сладости в обычном магазине содержат глютен, поэтому я не могу их кушать. Я могу купить другую шоколадку без глютена, но не «баунти». И я немного расстроилась, что я никогда в жизни не получу райское наслаждение (от шоколадки «баунти»).
2. В детстве я была здоровым человеком и продукты питания из пшеничной муки были для меня привычными и даже любимыми. Моя родная бабушка умела очень вкусно готовить и, когда я приезжала к ней в гости, она часто угощала меня домашними пирожками, пирогами, блинчиками, оладушками, варениками, печеньем и т.д. Когда я кушаю те продукты, которые мне нравились в детстве, тогда я не только получаю удовольствие от того, что эти продукты вкусные, но ещё получаю моральное удовольствие, потому что вспоминаю те добрые и счастливые моменты моего детства, когда у меня не было тревог и забот и я чувствовала себя счастливым и любимым ребёнком. У меня не часто, но иногда бывает желание вернуться в детство и вспомнить счастливое время, когда я была маленькая и меня любили и я с удовольствием приезжала в гости к бабушке. Вы, наверное, знаете такую песню про детство. Там есть такие слова: «Дайте до детства плацкартный билет». Когда я поняла, что мне иногда хочется вернуться в моё детство, которое уже давно прошло, тогда я вспоминаю такую фразу: "Не грусти, что это прошло. Улыбнись, потому что это у тебя было!" И мне становится немного легче на душе.
3. Третья причина, почему я начала нарушать диету без глютена, я поняла, что я просто завидовала другим здоровым людям. Я думала: «Ну вот, другим людям хорошо, им можно кушать всё, что им хочется, а мне нельзя». Когда я поняла, что я завидую, тогда я постаралась избавиться от зависти и не сравнивать себя с другими людьми, чтобы не расстраиваться.
Я придумала несколько способов, как мне заставить себя соблюдать диету без глютена:
1. Я решила, что каждый раз, когда я буду идти в продуктовый магазин, тогда я сначала составлю список продуктов, которые я хочу купить и, когда я приду в магазин, тогда я буду стараться покупать только те продукты, которые я написала в моём списке и не буду покупать ничего лишнего или того, что мне запрещено кушать.
2. Я помню одно очень мудрое выражение: «Я ем для того, чтобы жить. А не живу для того, чтобы есть». Каждый раз, когда у меня будет желание нарушить диету, я буду сознательно себя убеждать, что я должна кушать только полезные и разрешенные мне продукты.
3. Мне нужно помнить о том, что сейчас в интернете есть специальные интернет-магазины, в которых продаются разные, вкусные продукты без глютена. Это и сладости, это и выпечка из безглютенового теста, это и безглютеновая мука. Да, такие продукты стоят дороже, чем обычные продукты. И я не богатый человек. Но у меня есть достаточно денег, чтобы я могла купить себе продукты в магазине без глютена. Многие из этих продуктов (например, из безглютеновой муки) мне придется готовить самостоятельно. И количество продуктов без глютена намного меньше, чем продуктов с пшеничной мукой в обычном магазине. Также я не смогу ходить кушать в кафе или ресторан, потому что мне нужно иметь отдельную посуду. Но это не страшно. Соблюдать диету без глютена можно и это реально и у меня может быть полезное и разнообразное питание.
Я буду рада, если вы мне посоветуете, пожалуйста, что ещё я могу сделать для того, чтобы у меня получилось придерживаться строгой диеты без глютена всю жизнь?
Лейла Али

Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Марина
Добрый день, Марина.
Вы очень верно описали мотивацию, которая помогает придерживаться диеты. Безусловно, быть на диете всю жизнь не столь комфортно. В России с проблемой глютена сталкивается не так много людей, на западе ситуация иная. Там она более распространена.
Надо понимать, что Вы не одна в такой ситуации. Есть много миллионов людей, которые соблюдают эту диету, еще больше людей придерживаются других видов диет. Также важно понимать, что от ее соблюдения зависит Ваше здоровье. Мало ли что хочется сунуть палец в розетку, ведь Вы это не делаете, поскольку знаете, что опасно. Так же и в этом вопросе - просто примите как данность.
В плане безглютеновых продуктов сейчас есть большой выбор и в целом они более полезны, чем глютеновые. Подумайте, сколько женщин хотят быть стройными и красивыми, пытаются не есть сахар и мучное, но не всегда могут это делать. А Вам сама природа дала возможность быть стройной и красивой более эффективно.
В целом, проблема мотивации относится к вопросу познания себя. Человек - это целая вселенная, а мы едва себя знаем порой. Узнать себя и принять себя - вот в чем секрет. Тогда мотивация и достижение целей станет более простой задачей.
Буду рада помочь Вам! Приходите ко мне на онлайн-консультацию в удобное для Вас время.
Лейла Али
Практический психолог
Whatsapp: +79037178465
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Марина
Добрый день, Марина! Вызывает много уважения та работа, которую Вы проделали - проанализировали причины и мотивацию, составили для себя план, который Вам поможет соблюдать режим питания. Соблюдение диеты действительно требует большой силы воли. На что еще я обращаю внимание, читая Вашу историю, это что у Вас сложились, если можно так сказать, весьма насыщенные "отношения" с глютеном, эмоционально сильно окрашенные. Трогает Ваше теплое воспоминание про бабушку) У меня возникают размышления, а что происходило тогда в 18-19 лет, когда Вы заболели и у Вас впервые была установлена непереносимость глютена? Что предшествовало в Вашей жизни этому моменту, какие события, взаимоотношения? Непереносимость глютена как симптом о чем-то Вам может сообщать, если посмотреть на это с психосоматической точки зрения. Если такой подход Вам будет интересен, Вы можете самостоятельно поразмышлять над этими вопросами, есть литература, можно обратиться к психологу и взять курс терапии. Во всех случаях это расширит Ваше вИдение, какую роль, какую функцию взял на себя глютен для Вас в Вашей жизни. Выздоровления Вам)
Долженко Лариса
Психолог
г. Феодосия
Системные расстановки
Ответ для: Рощина Кира
Доброго дня Кира! Я,бы посоветовала разобраться с первопричиной ,что стоит за глютеном и что действительно Вы не переносите ? Но ,а если про силу воли ,то в первую очередь определитесь с мотивацией , Для чего ,вам соблюдать диету ,что это Вам даст ? И ,идите к цели ,став просто больше чем глютен . Расстановки ,прекрасно работают с такими запросами ,симтом заболевания , Если Вы действительно хотите с этим разобраться ,обращайтесь на личную консультацию
Тумановская Наталья
Психолог
г. Санкт-Петербург
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Марина
Добрый день, Марина! Вы пишете о том, что уже у Вас был опыт длительного соблюдения безглютеновой диеты. Соответственно, Вы знаете, что жить без глютена можно спокойно, и качество жизни от этого принципиально не меняется. Тем более, что под спрос есть соответствующее предложение на рынке. Как Вы говорите, надо заказывать продукты через интернет. Кроме того, я думаю, что есть и специальные рестораны и кафе здорового питания. Или же можно оговаривать в обычном кафе и ресторане отсутствие глютена в блюдах. А если пока нет "Баунти" без глютена сейчас, это не значит, что он не появится позже. Компании тратят значительные деньги на проведение маркетинговых исследований, Вы можете написать о своей идее производителям, что хотите, чтобы появился в продаже безглютеновый "Баунти". Да и готовить себе - это может быть достаточно приятная процедура заботы о своём здоровье. И Вы можете сделать "Баунти" без глютена, сама, и даже лучше, чем это могло бы быть сделано производителем.
Интересно, а что происходило у Вас перед тем, как Вы решили отказаться от безглютеновой диеты? Возможно, Вы хотели что-то себе компенсировать возвратом к привычному питанию.
Есть ли у Вас какое-то тёплые воспоминания о бабушке, не связанные с ее вкусными пирогами?
Если у Вас возникнет желание, свяжитесь со мной, мы можем обсудить поподробнее Вашу проблему, например, по Васапу: +7-981-810-79-78
Наталья Тумановская