Не знаю как жить - консультация психолога

Моя мама умерла. Последние мои слова были - хватит меня мучать, бегемотина, шевелись, сил уже нет.
Я её посадила, она закрыла глаза и впала в кому. Две недели и она умерла. Она меня любила больше жизни, и кроме меня у неё никого не было.
Я не извинилась, не сказала что она и есть смысл моей жизни. Не сказала что жалею только о том что не обнимала её и не разговаривала с ней. Что все дела, ради которых я уходила, друзья, с которыми даже не вижусь теперь - все это мелочь.
Как мне жить без неё?
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Александра
Здравствуйте, Александра. Очень жаль, что так случилось. Понимаю какой ужас вы сейчас переживаете. Сколько вам лет? Как долго мама болела? Что произошло, что мама осталась без папы и других родных, а только с вами? Когда мама умерла? Понимаю, что в кипе тяжелых чувств, вероятно, находятся самоуничижающие мысли обвиняющие вас в недостаточных действиях по отношению к маме, словно вы должны были быть всемогущей, оберегающей, защищающей, сильной, могли быть внутри маминой головы и знать чего она хочет чтобы предугадывать ее желания и исполнять их. А сейчас вы будто не можете заботиться о себе, ваша жизнь, ваши дела, ваши друзья будто стали не ценны...
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Александра! Искренне сопереживаю Вашей утрате...Вряд ли Вы сможете отпустить эту боль, со временем она может стать меньше, менее острой, но всё равно будет лежать на Вашем сердце.
Вам предстоит долгий путь принятия и смирения - принять то, что Вы не могли изменить, принять то, что мамы нет, принять своё чувство беспомощности и бессилия, опустошенности и боль.
Вы не сможете забыть маму, это и не нужно. Вам важно оставить внутри себя то тепло, любовь и добро, которое несла Вам она, чтобы память о ней была не омрачена горем и болью. И она была внутри Вас и осталась.
Подумайте, мама любила Вас и чтобы Вам смогла оставить она со своим уходом? Вряд ли черную боль и горе, вряд ли бы она хотела, чтобы Вы страдали. Она оставляет с Вами любовь и тепло. Она знает, что в Вас говорила усталость, а не Ваши чувства к ней!
А Вам важно сохранить это внутри себя. Но пока Вам предстоит пережить боль утраты, гнев, разочарование, опустошенность и только после этого будет постепенно приходить принятие и Вы сможете в уголке своего сердца, своей души оставить её образ, которая будет освещать Вам путь и всегда останется с Вами!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Кузнецова Елена
Психолог
г. Ялта
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Александра! Что бы вы не говорили своей маме, она все равно вас любила, как и знала, что вы любили её. Любой человек может испытывать раздражение, злость и много другого негатива, иначе это был бы не человек, а робот. Вы, как и любой другой, имеете право на свою гамму эмоций, особенно в сложной не ситуации, но это не отменяет вашей любви и преданности. И ваша мама знала об этом. Не стоит обесценивать понимание родителями своих детей. Родители чувствуют, что они любимы, чтобы ребёнок не говорил. Вы переживаете стадию утраты. Не нужно себя ни в чем винить. Нужно время, чтобы боль утихла и не подпитывать её самобичеванием. Это уж точно не понравилось бы вашей маме. Она была бы более счастлива, если бы видела вас счастливой.