Проблема в ребёнке - консультация психолога

У меня ребёнок ей8лет она в 6 лет хорошо запоминала стихи рассказы сказки. После развода с мужем у меня ребёнок замкнулся и идёт на противность всем даже самой себе. Что делать.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Короткий вопрос. Пойти на терапию и вам и дочери.
Развод это травма для семьи и для каждого члена семьи. Дети часто выступают в роли "к. отпущения" они первыми чувствуют неполадки в семьи и функционируют таким образом, чтобы удержать семью в целостности (либо эту роль может брать другой член семьи). Возможно, ваша дочь выполняла миссию спасателя, увлекала вас от конфликтов, сосредотачивая ваше внимание на ее хорошей памяти, на хорошем ее поведении, возможно, и то, что память ее была защитой от страха и она боялась быть отверженной (как, например, ее отец) и оказаться плохой. Вероятно в настоящее время она переживает депрессию так как потеряла смысл своей жизни и ее участие по спасению семьи оказалось не нужным.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Татьяна! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри него, а также в отношениях между ним и родителями.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми, отношение к себе, состояние зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вы пережили развод. Но, ребёнку сложнее всё это понимать и принимать, он может переживать утрату отца, чувство бессилия, тревоги, страха, вины, злости. Но, у детей не развита саморефлексия и они сами не могут осознать свои чувства. К тому же, важно и то, как Вы сами переживаете развод.
Вам важно увидеть то, что Вы (или отец) можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их ребёнку.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Татьяна
Татьяна, здравствуйте! Развод, это травма для всех членов семьи, для ребенка также. Вы тоже переживаете и развод и поменялся образ жизни, на все эти изменения и отреагировала Ваша дочь.
Что можно сделать? Можно отвести дочку к детскому психологу, однако, работать нужно психологу прежде всего не с дочерью, а с Вами, потому что мама это самый близкий человек в этом возрасте для ребенка и поведение и состояние ребенка очень сильно зависит от состояния мамы. Можно работая с родителем , поменять состояние ребенка. С такими случаями я работаю с мамами по скайп. Контакты есть в моей анкете, при желании Вы можете обратиться
С уважением, Елена