что делать после 9 класса? - консультация психолога

Здравствуйте, я понимаю что моя проблема звучит глупо и неуместно на фоне проблем других людей. Но я сейчас в трудном положении и не знаю как найти из него выход. Недавно подавала заявку в колледж в другом городе и боюсь, что зря я так поступила. Вообще, у меня балл атестата 5,00 так что пройду я без проблем, но сама я не уверена хочу ли я туда. Вроде специальность неплохая: бухгалтерия и экономика, но и цена там приличная 105тыс. в год (там нет бюджета просто). Но и выбора у меня нет - больше техникумов и колледжей в этом городе нет. Очень долго думала идти ли мне до 11 или в колледж и приняла решение слишком быстро и необдуманно. С начала 9 класса я мечтала вырваться со своей деревни, свалить в любую шарагу и жить как хочу я, сама выбирать что мне носить, как красить волосы и какой макияж делать. Я всем кричала и с пеной у рта доказывала как свалю и буду жить счастливо, но чем ближе было огэ, тем больше сомнений у меня закрадывалось. Огэ я сдала все на 5, почти везде максимальный балл, а мои одноклассники сдали хуже меня, но некоторые собрались в 11 класс. Да и меня многие учителя просили остаться до 11, говорили что у меня есть большой потенциал. Да и у нас класс будет соц-эконом, то есть общество и профмат, как раз то, что нужно для поступления на экономиста в вуз! Ещё проблема в том что мне очень лень будет готовиться к егэ, но я все равно буду бояться не сдать с учетом того, что каждый год все сложнее и сложнее не то чтобы сдать, а чтобы поступить в престижный вуз. А деньги родителей мне жалко отдавать и в колледж, и в вуз. Но если в колледже у меня нет выбора т.к. бюджетных мест вообще нет, то в вузе можно хоть попытаться. Вообще сейчас в таком заблуждении, с одной стороны новый коллектив, общение, друзья, свободная жизнь, а с другой стороны мне очень страшно стать никем по жизни, не найти хорошую работу и всю жизнь работать за 30к в месяц. Причем вышку мне все равно получать, даже после колледжа, так вот м вопрос: стоит ли 3 года тратить в колледже,вместо 2 года в школе? И из этого вытекает еще одна проблема: не знаю как мне сказать родителям об этом. Я и так уже ругалась с ними по этому поводу, их очень бесит моя неопределенность. А мама хочет чтобы я шла в 11 класс, а папа в колледж и мне очень не хочется расстраивать папу и ехать забирать документы, но понимаю что это мой последний шанс сказать. Но я боюсь даже диалог начинать, вдруг я снова пожалею о своем выборе
Воробьева Надежда

Психолог
г. Санкт-Петербург
Гипнотерапия
Ответ для: рин
Здравствуйте, Рин.
Ваша проблема не звучит глупо, она звучит очень взросло. Это не «каприз», это один из первых реальных жизненных выборов, где нет правильного ответа, а есть только ваш собственный путь. И то, что вы сомневаетесь - это не слабость, а признак того, что вы относитесь к своей жизни серьёзно.
Давайте разделим ваш вопрос на части. Выбор между колледжем и 11 классом - это не выбор «навсегда». В обоих вариантах вы сможете получить высшее образование. Разница только в маршруте. Колледж - это три года в новой среде, возможность пожить отдельно, попробовать себя во взрослой жизни, но с платным обучением. 11 класс - это два года в привычной обстановке, подготовка к ЕГЭ и шанс поступить в вуз на бюджет. У каждого варианта есть плюсы и минусы, и ни один из них не делает вас «никем». Никто не становится никем из-за того, что выбрал колледж вместо школы. Вы становитесь никем, когда перестаёте выбирать себя.
Теперь о главном - о вашем желании «вырваться». Оно совершенно нормальное и понятное. Вы хотите свободы, нового окружения, возможности быть собой. Это мощный мотив, и его нельзя сбрасывать со счетов. Но вопрос в том, является ли именно этот колледж тем инструментом, который приблизит вас к вашей цели, или он просто «любая шарага», лишь бы уехать. Если это «любая шарага» - есть риск, что через полгода вы разочаруетесь в учебном заведении и захотите вернуться, а деньги будут потрачены. Если же вы готовы учиться и видите в этом образование, которое вам пригодится, то это может стать хорошим стартом.
Самый важный пункт - ваши родители. Вам кажется, что вы должны сделать выбор, который не разочарует никого из них. Но это невозможно, потому что у них разные мнения. И это не ваша задача - соединить их ожидания. Ваша задача - выбрать то, что будет лучше для вас. И если вы будете честны с собой, ваши родители, даже если будут разочарованы в моменте, со временем увидят вашу взрослость и самостоятельность. Страх начать диалог понятен, но он лучше, чем страх потом жалеть о несказанном. Скажите им не «я хочу в колледж» или «я хочу в 11 класс», а: «Я сомневаюсь, и мне нужна ваша помощь, чтобы взвесить всё. Я боюсь ошибиться». Родители часто принимают нашу неуверенность как незрелость, поэтому покажите им, что вы анализируете, а не просто капризничаете. Подготовьте аргументы за и против каждого варианта. Это снизит накал разговора.
И последнее: у вас высокий балл аттестата, вы способная и умная. Это видно по результатам ОГЭ и по тому, как учителя хотят, чтобы вы остались. Вы не потеряете себя, какой бы путь ни выбрали. Даже если ошибётесь - это будет ваш опыт, а не провал. Самое страшное сейчас - не выбрать «неправильно». Самое страшное - остаться в состоянии, когда вы уже приняли одно решение, но не идёте до конца, и не можете принять другое. Это парализует. Примите решение. Прямо сейчас. Любое. И двигайтесь по нему. Вы всегда сможете сменить курс, это не навсегда. Но неопределённость съедает больше сил, чем любой «неправильный» выбор. Позвольте себе ошибиться. И не бойтесь разочаровать родителей - бойтесь разочаровать себя в том, что не сделали выбор.
Еще дам вам один способ для принятия выбора. Вытяните две руки перед собой ладонями вверх. Представьте, что на каждой руке лежит один из вариантов выбора. На одной ладони - колледж, на другой - 11-й класс. И почувствуйте телом, на какой ладдони выбор более весомый. Какая ладонь чувствует бОльшую тяжесть. Так ваше бессознательное подскажет вам, какой вариант более приоритетен.
И да, после того, как вы сделаете любой выбор и пойдете по выбранному пути, ваши сомнения, скорее всего, никуда не денутся. Вы все равно периодически будете думать "а может быть надо было пойти другим путем". Это совершенно нормально. Сомневаются все. Тут главное - не метаться, а наметить себе точки, до которых нужно дойти. Обосновать их для себя. И уже после достижения этих точек можно переосмысливать решение.
С уважением, Надежда Воробьева. Записаться на консультацию: ВК https://vk.com/psy_vorobeva
Груздева Мария
Психолог
г. Улан-Удэ
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: рин
Здравствуй! У тебя очень непростая ситуация, но еще есть время! Выбирая колледж, ты не теряешь время. За эти 3 года ты уже получишь профессию. Но и если в школе останешься, это не значит, что ты потеряла время. Просто на время отложишь вопрос - кем стать в будущем. однако помни, даже если сейчас ты выберешь профессию например бухгалтер, то это не значит что должна будешь всю жизнь им работать. И через пару лет вполне можешь получить второе образование. Я например выбрала 1 профессию. А моя сестра - сначала 1 вуз, потом просто другая профессия, потом 2 вуз. учиться можно всегда, и профессию поменять при желании можно в любом возрасте)) Главное понимать чего ты хочешь сейчас и принимать ответственность за свой выбор) Удачи тебе, и смело иди к мечте!
Берегите себя! С уважением, М.