Тяжело выходить на близкое общение с незнакомыми людьми - консультация психолога

Здравствуйте, хотела спросить. Мне почему-то сложно общаться с незнакомыми людьми, и я не знаю как это побороть, исправить. Словно я сразу надеваю какую-то маску и перестаю быть собой. Сразу как-то меняюсь, становлюсь более серьезной, взрослой, не могу расслабиться. Даже с подружками не могу до конца быть естественной. Единственно, где я настоящая-это в семье. Я понимаю, возможно, это из-за кого-то страха осуждения и неприятия меня истинной со стороны других людей, но я не знаю как это исправить, мне не нравится все время быть какой-то напряженной, зажатой, подстраиваться под всех. Иногда появляется ощущение словно мне вообще не нужно никаких друзей и знакомых, ведь и так хорошо в семье, но с другой стороны, я очень люблю общаться и тоже не могу без этой активности.
Лейла Али

Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Юлия
Добрый день, Юлия!
Ваше состояние говорит о том, что нет доверия людям и возможно была связанная с принятием травма. Проблемы с доверием начинаются всегда в семье. Ребенок может автоматически отложить в подсознание установку "Если я не могу доверять близкому, то чужим и подавно". Также это состояние может говорить о травме отверженности и нескольких из 12 вредных установок от родителей. Возможно работает установки "Не будь собой", "Не проявляй себя" и "Не живи!". Более подробно о них я писала здесь: https://psyh.info/article/vospitanie-detej/pora-vzroslet-rabota-s-vrednymi-roditelskimi-ustanovkami-chast-1.html
и здесь https://psyh.info/article/vospitanie-detej/pora-vzroslet-rabota-s-vrednymi-roditelskimi-ustanovkami-chast-2.html
Также Ваше состояние говорит о непринятии себя и нелюбви к себе. Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной. Уже по Вашему сообщению видно, что к сожалению, все параметры низкие. Важно точно установить почему и как их поднять. Для этого требуется работа со специалистом по восстановлению любви к себею
Чтобы эффективно разобраться в ситуации и полюбить себя надо найти точный корень проблемы, в также какие именно, когда и как были Вам привиты установки, мешающие любить себя. Это делается на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно! Буду рада помочь Вам!
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Юлия!
А как Вы в семье?
Как часто у Вас проявляется неуверенность в себе? Важно понимать, как именно проявляется Ваша неуверенность в себе? В каких ситуация Вы чувствуете свою неуверенность? А в чём Вы точно уверены?
Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чём-то не уверенны на данный момент.
В следующей ситуации, когда Вы почувствуете неуверенность в себе, задайте себе вопрос: "О чём я сейчас подумала? Чего такого страшного я боюсь?". Спросите себя: "Если я об этом думаю, то так ли это на самом деле? Какие есть альтернативные варианты? Что в этой ситуации может произойти страшное? Смогу ли я справиться с тем, что будет? Что я могу сделать прямо сейчас?". Запишите себе вопросы и ответы на них, проанализируйте ситуацию и посмотрите наглядно на них. Всё, что написано на листке по-другому воспринимается, чем если держать это в голове.
Рекомендую:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать всё, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел каждый день). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
2. Поменяйте ракурс своего мышления. Умейте отвечать людям, если они Вас пытаются задеть. Ничего страшного, они могут говорить все, что хотят, но Вас это не касается, это их мнение.
3. Меняйте круг общения, если Вы чувствуете, что из-за этого круга общения, Ваша самооценка и неуверенность в себе страдает. Вы не должны терпеть то, что не хотите. Научитесь говорить: «нет», умейте отстаивать свои личные границы. Вы не обязаны быть для всех удобной. Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
4. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с делами. Есть браслеты, например, на которых написано: "Я молодец", "Никогда не сдавайся" и т.д. Кому-то нравятся такие браслеты, и они помогают верить в себя, кому-то достаточно написать такую же фразу и приклеить её на шкаф. Каждый может ошибаться, из любой ситуации нужно извлечь урок и сделать вывод для того, чтобы не повторить ошибки в следующий раз. Проанализируйте, как помогла Вам какая-либо ситуация стать сильнее? Какие ошибки помогли Вам стать мудрее? Все это можно прописывать себе в дневник.
5. Исключите фразу "должна" на "я хочу", "я выбираю". Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Жук Алина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Юлия
Юлия добрый вечер, вы описали ситуацию внутреннего противоречия, у вас есть потребность в общении и новизне, но при этом есть потребность в безопасности, а между двумя вышеописанными потребностями присутствует страх.
Попробуйте ответить себе на вопрос, какую функцию выполняет ваше поведение выраженное в напряжённости и некой взрослости, что это за страх? Что самое страшное вы ожидаете и может произойти если вы будете собой? Когда ответите себе на этот вопрос можно будет приступиться к тому, что бы осознанно отказываться от этого образа. Как? Например, замечая и проговаривая в контакте с другим человеком, что вы напрягаетесь или ощущаете себя взрослее чем другие. А ещё вглядываться в то, какой вам быть нельзя. Может быть спонтанной, глупой, веселой...
Если бы мы с вами работали в психотерапии я бы посмотрела в ваше отношение к этим другим менее взрослым людям как вам кажется. Возможно они или их поведение кажется вам глупыми или нелепыми и это тема про стыд и отвержения себя в этих чувствах и состояниях, и завышенное требование к себе, недозволение себе быть такой.
Ответ на вопрос не является диагнозом или консультацией. Для более детальной обратной связи необходим более подробный анамнез. С уважением к вам Алина Олеговна. Для записи на консультацию доступен телеграмм: https://t.me/+FNBKrPZsrdVlNDBi