Ночные кошмары. Последствия аварии. - консультация психолога

Мой знакомый 13 лет назад попал в аварию. Физически полностью восстановился. Однако по ночам регулярно сняться кошмары. В момент  ухода в глубокую стадию сна его возвращает в то состояние как время аварии. Он вскакивает и кричит, что задыхается или, что он умирает, Или что вообще он умер. Потом он ложиться снова и засыпает до утра. Такие кошмары практически каждую ночь.
Подскажите что это и  как избавиться от этого. Заранее спасибо.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Дарья
Дарья, здравствуйте. Вы описываете состояние которое можно рассматривать как посттравматический синдром. Травма ушла в прошлое, а тяжелые впечатления переживаются во время сна, сон возвращает в пережитый кошмар как-будто организм хочет исцелиться от произошедшей угрозы смерти. В данной ситуации желательна работа с психологом.
Дарья
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Спасибо за ответ
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Дарья! Эти кошмары связаны с тем, что он пережил эту травму и с тем, что в ней закрепилось то, что он испытывал в это время - чувство беспомощности, бессилия и отсутствия безопасности. И именно Это и зафиксировалось — сцепка: чувство и образ. И сейчас, каждый раз вспоминая этот образ, он вызывает в себе эти чувства. Он и его сознание своего рода, сформировали «условный» эмоциональный рефлекс. Если он хочет избавиться от страха, то предстоит разорвать эту связь, эту цепочку, чтобы при этом образе НЕ возникали эти чувства, проработать эту травму, переживая эти чувства и таким образом, через переживание, отпуская их. У страха две стороны: 1. объект, который мы видим и 2. то, о чем этот страх хочет нам сказать — о наших чувствах, что не хватает внутри чувства безопасности и именно его и нужно вернуть!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!