Приёмный ребёнок - консультация психолога

Здравствуйте, у моей мамы на данный момент 5 приёмных деток . С ними со всеми бывают сложности , но это же дети без этого не как. У меня 2 вопроса .
5 детей 4 из них из разных семей и по разным причинам попали в детские дома и в разном возрасте пришли в нашу семью . Но у 4х деток полностью отсутствует чувство сытости . Могут кушать , что угодно в любом количестве, когда еда очень вкусная и не лезет , то могут пойти продлеваться  и снова подойти к столу. Такое поведение было неоднократно замечено на праздниках , в школах и садике постоянно просят добавку , учителя могут отдать 3-4 порции других детей которые отказались есть. Дома могут воровать и есть сухие не приготовленные изделие , пока никто не видит есть из собачьих  мисок , сухой корм для животных и т.д. Рытся в мусорном ведре , если на улицу на полу , земле , мусорных контейнерах , что то приглянется обязательно залезут . Так как все они сейчас учатся в одной школе , друг про друга всё рассказывают даже если сами принимали в этом участие.
Второй вопрос связан с отдельным ребёнком , на данный момент ей 9 лет , в семье она уже живёт 5 лет , биологические родители в тюрьме. С самого начала ребёнок страдает ночным энурезом . Что только не перепробовали в плане лечения , урологи , неврологи , дневной стационар , все возможные физио , лекарство , психологов , но проблему это не решило . Но сейчас стало всё гораздо хуже , её биологическая мать подала жалование на условное освобождение, процесс еще рассматривает жалобу , но опека обязала привести ребёнка на беседу с психологом, что ей объяснили , что у неё есть ещё мама. Не знаю о чем шла беседу , мою маму попросили выйти из кабинета, но итог этой беседы ( я не исключаю , что это просто совпадение) но факт остаётся фактом , ребёнок стал не управляемый, истерики , крики , все швыряет , кидает , разрывает , в добавок появилась клептомания , в школе , дома , ранее в садике все у всех воровала , могла просто выкинуть или подкинуть кому нибудь, у себя прятать . Так же после похода в туалет по большому отказывается пользоваться туалетной бумагой, нижнее белье постоянно грязное ,везде его прячет , подкидывает другим детям или ещё хуже вместо туалетной бумаги вытирается вещами и так же везде прячет , это продолжается уже больше года , но сегодня она сходила по большому прямо у себя в комнате на ковер , размазала вещами и убрала в шкаф. Шок от увиденного не передать словами. Что с этим делать??? Куда обращаться??? Маме порекомендовали собрать характеристику из школы и поставить на учет в психиатрическое отделение. Верно ли будет этот шаг если нет то как с этим бороться? Спасибо .
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Рина!
А последний ребёнок был на приёме у психиатра? Проходит ли девочка лечение сейчас? Ведь проблема есть и её нужно решать с врачами, плюс обратиться к психологу, т.к. у девочки могут быть какие-либо переживания, с которыми она не может справиться, но для начала нужен врач. Энурез был ещё ДО начала этого случая, проблема так и не ушла и в последнее время начались дополнительно другие проблемы. Вам тоже сейчас не просто, Вам приходится принимать это, работать над этим, можно получить поддержку у психолога.
Также Вы пишите про детей, которые просят добавки. А в этом случае обращались к психологу? К врачам? Дети из разных семей? Или все 4 ребёнка из одной семьи?
Маргарита Пикк
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
То что, вы описываете "Могут кушать , что угодно в любом количестве, когда еда очень вкусная и не лезет , то могут пойти продлеваться и снова подойти к столу" следствие негативного опыта либо в бывшей семье, либо в детдоме - когда еды не хватало, когда приходилось бороться за еду, когда периодически приходилось голодать. Такое поведкнте частое явление у приемных детей из неблагополучных семей. Это без психолога детского дома и патронажа самостоятельно крайне сложно решить (и то не факт). У обычных психологов нет знаний и опыта по сопровождению бывших воспитанников дет.домов, поэтому их помощь будет мало результативна относительно подобных случаев и других непростых ситуаций (они попросту не знают специфики этой системы и психологии воспитанников подобных детских учреждений. По аналогии с медицинской или пеницитарной психологией, где учитываются особенности психологии человека в конкретной среде учреждения) . Касательно 2го случая: рекомендуется консультация врача психиатра, тк за кажущимся на первый взгляд для обычного психолога (у которых по описанию были неоднократно) нарушением эмоционально-волевой регуляции, может маскироваться тяжелая психиатрическая симптоматика (а предпосылки к этому есть: прогрессируящая лобная симптоматика ("фекальная стадия" - по аналогии с той что встречается в развернутой картине у пациентов со старческой деменцией), нарушения поведения которые не поддается коррекции). Опять же, через пару- тройку лет начнется гормональная перестройка (подростковый период) и вся текущая симптоматика, может значительно усугубиться. Без того нестабильная психика может повести себя непредсказуемо(к этому нужно быть готовыми и поэтому начать соответствующую работу уже сейчас - обратившись к психиатру, найдя специалиста работающего с бывшими воспитанниками детских домов или хотябы обратиться за помощью к родиетелям которые сами уже прошли через подобное и имеют успешный опыт преодолевания трудностей). Ещё момент: правомерность действий психолога, в плане того что вашу мать-законного представителя несовершеннолетнего младше 14 лет попросили выйти. В обычной практике, без письменного согласия законного представителя это неправомерно- проведение беседы или процедуры обследования. Но если мать подписала согласие на проведение данных мероприятий, допустим в её отсутствие (в школе), то тут вполне законно. Если же она в добровольном порядке пришла с дочерью на беседу к психологу детского дома, то без письменного согласия- как описала выше - неправомерно.
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ • НЕЙРОПСИХОЛОГ • ПСИХОЛОГ • М. Пикк • Skype: psy.pikk
Наталья Тесленко
Психолог
г. Воткинск
Юнгианский анализ
Ответ для: Рина
Добрый день Рина. Скажите, вы тоже живете с вашей мамой? Есть ли у мамы муж? Вы родная дочь или приёмная? Есть ещё родные дети у мамы?
Рина
Пользователь
Ответ для: Наталья Тесленко
Нет я живу отдельно, нас 4 родных ,но мы все уже взрослые , разъехались ,у всех свои семьи. Да мама живёт с папой и приёмными детками.
Наталья Тесленко
Психолог
г. Воткинск
Юнгианский анализ
Ответ для: Рина
То что вы описали серьёзные вещи, возможно это психиатрия, а возможно психосоматика. Такое пищевое поведение как у детей, так и у взрослых свидетельствует об эмоциональном неблагополучии. Чтобы разобраться, нужно более тщательно изучить вашу проблему: какой возраст, когда это началось, было ли и раньше, до того как их взяли в семью, что было до усыновления и пр. Переедание может говорить от низкой самооценке ( что естественно для брошенных детей), о пережитом насилии (любом) и теперь это защитный механизм организма; о чувстве незначительности личности, комплексах, дефиците внимания и любви, общения (что тоже очень может быть, если в семье много детей. Любовь может и есть конечно со стороны родителей, но для детей возможно нужна другая любовь, а не просто кормить, одевать обучать и пр, ведь всё это есть и в детдомах) . Также причиной может быть не корректное введение первого прикорма в раннем возрасте и формирования пищевых привычек и отношения к еде. Например, в детдоме или биологические родители буквально засовывали еду в рот, либо наоборот недокармливали. Может быть эти дети с рождения видели пьяных родителей, которые собирались на помойках.
Меня смутило, что вы написали изначально "у моей мамы... ", а про папу ни слова, хотя они живут вместе, но дети почему то только у мамы.
И ещё судя по тексту, вы участвуете в воспитании этих детей или решаете их проблемы. Хотя это дети, выбор и ответственность ваших родителей. И эти моменты очень важны, ведь это всё влияет на поведение этих детей.
Юлия Новикова
Психолог
г. Москва
Ответ для: Рина
Здравствуйте, Рина! Соглашусь со своими коллегами, которые Вам уже ответили, и добавлю пару важных моментов.
Приемные дети - особая категория детей и те, трудности, с которыми они столкнулись, чаще всего будут с ними всю жизнь. Важно научить жить с этим максимально безопасно для психики. И важно понимать, что это будет иметь место в любом случае: если ребенок давно в семье или недавно, если его взяли в раннем возрасте или позже. Степень проявлений будет зависеть от исходного состояния организма, возможностей компенсации и условий, в которых существует ребенок.
Наверняка Ваша мама проходила школу приёмных родителей, где рассказывают о том, чего ожидать, и возможные причины. Но этого недостаточно, лучше, когда есть поддержка и сопровождение психолога или нескольких специалистов. Есть специальные организации, которые специализируются на этом. Ребенку также важно знать свою историю, какая бы она не была. Опять же специалист подскажет, в какой форме и когда можно давать эту информацию, создавать условия для ее проживания. Психика и тело - единое целое, и у детей это наиболее очевидно. Телесные проявления или поведенческие стратегии - все это по факту способы выживания маленького человека с тем грузом, который у него на душе и совсем не по силам его психике.
И родителям приемных детей тоже крайне нужна поддержка. Хотя бы потому, что дети вырабатывают стратегии поведения, реагирования, регулирования организма...опираясь на то, как все это делают близкие взрослые. Для девочки - обязательно консультация психиатра. Само это не пройдёт, а усугубиться может. Ребенок кричит о помощи. Расстройство пищевого поведения - тоже как минимум повод для работы с психологом, который и к психиатру направит при необходимости.
Пусть у вашей семьи всё будет хорошо.
Юлия Новикова. Клинический психолог, детский психолог, нейропсихолог. Канал в помощь родителям: https://t.me/za_ruku_s_mamoi