У подростка страх проживания в комнате с незнакомыми людьми - консультация психолога

1. Подростку 18 лет. В сентябре уезжает учиться в университет в другой город. Как оказалось панически боится жить (ночеватьвночевать)о в одной комнате с незнакомыми людьми...Чего именно бриться объяснить не может,но говорит, что это не страх грабежа, физического насилич и т.п.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Алла. По тому как вы обеспокоены состоянием подростка понимаю, что вы его мама? Возможно детство подростка проходило в неполной семье или с неуверенным в себе отцом?
Булкина Наталья
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Алла
Здравствуйте, Алла. Если у человека, сколько бы лет ему не было, существует страх чего -либо (высоты, милиционера, тараканов, мышей, собак и т.п.), скорее всего, когда -то раньше, возможно, в детстве, у человека был негативный опыт общения с объектом страха (варианты: напугала собака неожиданным лаем или укусила, оставили одного в комнате и туда вошел незнакомый человек, возник испуг, сознание это зафиксировало. Через какое- то время пришла мама, страх вроде был забыт, но не исчез, а переселился в подсознание. Иногда страхи детям внушают взрослые сознательно: будешь баловаться. придет бабайка (чужой дядя) и заберет тебя. Не подходи к краю, упадешь, будет бух, вава. С одной стороны это оправдано. Взрослые хотят уберечь детей. Но страхи имеют свои особенности. Они живучи и размножаются. Это значит, если ребенка в детстве пугали дядей милиционером, он может подсознательно, даже во взрослом возрасте бояться не только милиционеров, но и любых представителей власти, если пугали чужим дядей или тетей, будет бояться чужих и т.д.
• С причиной страхов разобрались. Теперь классический вопрос: Что делать? Работать над устранением страхов. Делать это постепенно. Например, почаще бывать в людных местах среди чужих людей (например, на концертах, фестивалях, уличных мероприятиях). Понимаю, что сейчас в условиях соблюдения профилактических мер в связи с пандемией, это трудно выполнимо. Учиться осознанию, что не все чужие люди хотят тебе зла. Если юноша/девушка будет жить в общежитии, там с ним будут рядом товарищи по учебе. У них увсех будут общие интересы: учеба, досуг. Возможно, у молодого человека есть страх склонения его к сексуальным контактам. Важно объяснить, что все зависит от него. Заставить заняться сексом человека нельзя, если он сам не хочет, в противном случае, это уголовно наказуемое преступление. По законам жанра, кто боится, чаще попадает в переделки. Не надо бояться, надо адекватно оценивать ситуацию и понимать: моя жизнь в моих руках, и я ее контролирую.
Наталья Булкина, психолог
• Написать отзыв психологу Булкина Наталья
Алла
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Здравствуйте. Да, с 7 лет жил в неполной семье, без отца.
Алла
Пользователь
Ответ для: Булкина Наталья
Здравствуйте. Запугивания бабайками в детстве не практиковали. По своей сути ребенок не общительный, массовые мероприятия и большие компании не любит. Предпочитает общаться в тесном кругу. И как я уже написала, говорит,что страха физ.насилия нет.
Булкина Наталья
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Алла
Алла, говорить и чувствовать-это не одно и то же. Возможно, причина в необщительности 18-летнего ребенка. Любому птенцу приходит время вылетать из рорительского гнезда и начинать сепарацию (отделение) от родителя. Когда домашнего ребенка приводят первый раз в детский сад, он плачет и не хочет отпускать мамину руку. Постепенно ребенок привыкает к новой обстановке, и ему в садике начинает даже нравиться.
18-летний человек, который жил до 18 лет в семье, где все привычно и предсказуемо, чувствует дискомфорт при мысли, что придется поменять место жительства, переехать в другой город и начать жить отдельно от мамы. Поговорите с ним о том, что такие страхи возникают у многих людей. Через некоторое время он привыкнет к новой обстановке, адаптируется к ситуации, заведет себе новых друзей и будет с улыбкой вспоминать о своих страхах. В новом образе жизни есть своя романтика. Ребенок получит новые знания, образование, специальность или профессию, обретет новый опыт. В любой момент, как только захочет, он может позвонить домой, поговорить с мамой. в т.ч. по видеосвязи, или написать сообщение в мессенджере, приехать домой на каникулы. Мама может проведать его в другом городе, посмотреть, как он устроился, какие у него друзья - подруги. Если ребенок боится жить в общежитии с другими ребятами, есть гипотетический вариант снять ему квартиру, или комнату, где он будет жить один с хозяйкой. Если нет такой материальной возможности, можно учиться в своем городе и жить дома с мамой. В любом случае, необходимо обсудить все варианты с ребенком, для того, чтобы он сам осознал резонность и правильность того или иного выбора.
Наталья Булкина, психолог
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Алла
Вероятно, что в семье к семи годам мальчика имеющиеся неоднократные неурядицы переросшие в развод родителей и оказали свое приносящее страдание воздействие. Ребенок был травмирован ими, в сознании, вероятно, согласно вашего сообщения, не осталось травмирующих ситуаций, так как они были не понятными, пугающими, тревожащими и с целью защиты от психической боли были вытеснены в бессознательное. Учитывая, что мальчик остался с матерью, а отец как бы был вытеснен из семьи, то на уровне ребенка (глазами сына) создалось ощущение расплывчатых личностных границ и страх возможного нападения на его личные границы, и скорее всего, связанные с полом.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Алла! Дело в том, что через Вас его проблема не решится. Ему нужно очно обратиться к психологу и вместе со специалистом исследовать свой страх и его причину. На самом деле у страха две стороны - сам объект и то, на что страх указывает в самом человеке - на чувство утраты контроля, на беспомощность, на уязвимость и т.д. Поэтому самому молодому человеку нужно столкнуться со своим страхом, увидеть его, понять его, понять себя и то, что на самом деле стоит за ним - неуверенность в себе, страх сепарация, страх отделения, чувство уязвимости и размытости личностных границ и т.д.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!