Больно заниматься творчеством - консультация психолога

Всем здравствуйте!
Меня зовут Настя, мне 20 лет. За плечами среднее образование в виде музыкального колледжа. С детства занималась на фортепиано, в 13 лет начала заниматься вокалом. Очень нравилось заниматься творчеством.
Но в какой-то момент все поменялось. Музыка стала настолько невыносима, что мне стало больно эмоциально. Не могу заставить себя подойти к инструменту, чувства будто становятся острее и я избегаю этого.
Что мне делать, если раньше мне безумно нравилось творчество и я не видела жизни без этого?
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Настя, здравствуйте. Ответ на ваш вопрос можно найти вместе с вами. Что еще было в вашей жизни? Как складывались отношения между родителями, а какие были у вас отношения с мамой, а с папой? Вы жили с мамой вдвоем? Кто предложил вам заниматься творчеством и мотивировал вас? С какой целью вы занимались этим? Что произошло в 13 лет, что фортепиано столо не интересно, а вокал вас увлек? Может быть это тот возраст когда важно заявлять о себе и вы это делали доступными для вас средствами?
Настя
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Отношения с родителями всегда были трудными. С года до 13 лет меня воспитывала по факту няня, с которой до сих пор поддерживаю отношения, её даже называю мамой. В её семье меня принимают буквально как третью дочь. Творчество в моей жизни появилось ещё в 5 лет, захотела играть как моя сестра. Музыкальное училище тоже закончила по классу фортепиано. В 13 лет пошла на вокал, потому что это было давним желанием с детства, и к тому же закончила музыкальную школу и появилось свободное время. Не могу сказать, что это было способом заявить о себе, наоборот было очень страшно, потому что много раз слышала о том, что у меня плохо получается петь.
Настя
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Хочется также отметить, что в последствии я выступала на очень больших мероприятиях в 200+ человек и всегда был дикий страх сцены, что бы я при этом не делала. Это проявлялось в том, что у меня немели руки, ноги и лицо, сбивалось дыхание. Но обычно это не отражалось на моем поведении, а многие вообще не верят мне, когда я рассказываю о страхе сцены, потому что видели выступления и это обычно не похоже на тех, кто действительно боится сцены
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Настя!
Время от времени у каждого человека может происходить переоценка ценностей. Подросток в 13 лет и взрослая девушка в 20 лет это всё таки довольно разные существа с разными приоритетами, ценностями и убеждения. Возможно у вас произошло именно такое переосмысление вашей действительности и следовало бы обратить на это внимание. Бывают жизненные ситуации, когда человек может полностью поменять свои жизненные ориентиры и как-бы начать жить заново, радуясь тому, что у него открываются новые перспективы и он способен и желает достигать успеха в другой области знаний или творчества. Но это не обязательно касается вас именно сейчас. Для более точного определения необходимы и другие, дополнительные сведения о вас.
Возможно также, что ваш страх перед аудиторией также способствует тому, что у вас возникло чувство отторжения, неприятия вашей деятельности и вам стало невыносимо продолжать заниматься вашм творчеством. Этот вариант вашего нынешнего состояния возможно разрешить отдельной работой со специалистом. Такой сценарий развития ваших затруднений в творчестве менее сложен описанного выше и способен снять некоторые препятствия вашего творчества.
Самый простой способ уменьшить вашу тревогу это просто взять некоторый перерыв в своём творчестве, полностью поменять вашу нынешнюю обстановку и провести некоторое время вдали от вашей деятельности. Это поможет вам взглянуть как-бы издали на ваши нынешние затруднения в творчестве и найти новые стимулы, мотивацию ваших занятий.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Настя
Ваши небольшие заметки о вашей жизни открывают путь к вашему поведению как например "Творчество в моей жизни появилось ещё в 5 лет, захотела играть как моя сестра". ДА, так оно и случается, что зачастую вторые дети стремятся догнать старших и домашняя обстановка словно содействовала вашему желанию, будто оказавшись на месте сестры вы могли найти любовь со стороны родителей и внутренний покой. Согласно, что страх во многом управлял вами. Вы хотели повернуть родителей в свою сторону и стали как -будто старшей сестрой. В 13 лет вы качественно изменились, но как вас можно заметить? Вы не чувствуете себя и кажется быть сестрой лучше, чем самой собой. Скорее вы чувствовали себя лишней в семье, нуждающейся в признательности, в любви, что вы находили в доме няни. Я думаю о том как вам, вашему внутреннему состоянию можно было заявить о себе, чтобы вас заметили? Вы невольно, не понимая того что происходит с вами следуете за своими желаниями, и выбираете вокал. Конечно, на уровне сознания вы правы, делясь своими чувствами и сообщая следующее "Не могу сказать, что это было способом заявить о себе, наоборот было очень страшно, потому что много раз слышала о том, что у меня плохо получается петь". Возможно творчество являлось сценой выражения себя, привлечения к себе любви, а сейчас у вас появилась природная особенность, вы приобретаете смелость взрослого человека, вы пишете о себе, делитесь своим опытом, учитесь формулировать свои запросы, пробуете просить о помощи.
Кузнецова Елена
Психолог
г. Ялта
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте! Когда мы чего то сильно боимся, чего то, что вызывает в нас страх, наш организм включает защиту, и мы начинаем отвергать все, что провоцирует этот страх. Для вас стресс -это сцена. Сцена связана с инструментом, с музыкой, и, хотя сам по себе инструмент вам не страшен, но ассоциация со сценой и стрессом уже закрепилась у вас в голове. И теперь, даже вне аудитории, вы избегаете этого триггера. Можно ли это преодолеть? Можно, если вы этого хотите. Смотря насколько, вы этого хотите. К тому же, у вас ещё возможно и возрастной кризис, приблизительно случается раз в 7 лет, когда человек пересматривает свои интересы и взгляды на жизнь. Возможно, вы хотели бы заняться чем то ещё, но пока не определились. Все в жизни не однозначно. Но пугаться не стоит, и перемен бояться тоже не стоит. Кризисы и перемены это всегда развитие.
Настя
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Прошу прощения, не указала одного факта, который ввёл вас в заблуждение - это двоюродная сестра, которая не имела никакого отношения напрямую к моей семье. Я была единственным ребёнком. Идея о стремлении быть в центре внимания почему-то внутренне отторгается мной - хотя, я могу предположить, что дело именно в этом, хоть и не хочу по какой-то причине это признавать. Но есть ещё одна сторона медали - творчество характеризует меня как человека. Могу сказать, что я как бы ассоциирую себя с этим и потеря этого навыка, можно сказать, равносильно потере себя - именно поэтому и тревожно за происходящее
Настя
Пользователь
Ответ для: Тяпкин Иван
Здравствуйте! К сожалению, вдали от творчества живу уже в течение 1.5 года, и если в начале я так и думала - это скорее временная усталость, нежели закономерность, то сейчас все наоборот. Интересная мысль пришла на вашу фразу: "возникло чувство отторжение, неприятие вашей деятельности". Скорее, я не столько не принимаю свою деятельность, сколько себя в этой деятельности, потому что вспоминая этот период жизни кажется, словно я ничего не достигла и вообще можно спокойно выкинуть этот отрывок и ничего абсолютно не изменится.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Настя! Когда Ваше творчество было интересом, удовольствием, то оно не было связано с ответственностью, обязательством и трудом. НО, когда этот интерес начинает уже переходить за рамки интереса, начинает становиться обязательством, то это как раз и пугает! А это говорит о том, что нарушен баланс между позицией Ребёнка и Взрослого.
Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно остановиться. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Ему хочется спрятаться, убежать, не выходить из дома, чтобы не сталкиваться с.. .собой. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь?
Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей работы и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные. Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания.
Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление! На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности, что не чувствуете себя защищенной.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от самой себя? Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас чем бы Вы ни занимались и где бы Вы ни были.
Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя. Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас. В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!