Меня мучают вопросы морали и совести… - консультация психолога

Здравствуйте!
Мне всегда казалось, что я люблю свою родину (я из России). Но все, связанное с войной, я категорически не приемлю и не принимаю того, что происходит как с нашей, так и с другой стороны. Я хочу только одного – перемирия... Я с большим уважением отношусь к тем, кто отправился воевать добровольно и из своих убеждений, и к тем, кто отправился на войну по мобилизации. Но и тех, кто уехал, избежал войны, я не могу осуждать. Я не могу осудить того, кто пытается спасти себе жизнь.
Но недавно в интернете я беседовала с одной женщиной, которая сама инвалид, и муж у нее в возрасте, но они жаждут любыми средствами попасть добровольцами на фронт воевать за "будущее России", а всех, кто не хочет этого так же, как они, считают трусами и предателями. Особенно тех, кто уехал из страны. Еще она ссылалась на конституцию, мол, это обязанность граждан защищать свою страну. То есть "будущее России" ей настолько дорого, что она с энтузиазмом готова пожертвовать ради него жизнями своей и своего мужа. Мне это сперва показалось жутким.
Однако теперь меня мучает совесть и сомнения. А что если так и нужно – стремиться на войну из патриотических чувств, не ожидая повестки? А что если я неправильно живу, недостаточно люблю родину? Конечно, если бы меня (я военнообязанная) или моего мужа призвали, мы не стали бы от этого бегать, но никакой радости или гордости я бы от этого не испытывала, только ужас и страх.
Мне стыдно и теперь я считаю себя каким-то неполноценным человеком, ведь мне моя собственная жизнь, а тем более жизнь близкого мне человека для меня бесценны. Мне теперь стыдно просто жить мирной жизнью.
Лейла Али

Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Екатерина
Добрый день, Екатерина!
Чувство стыда - неконструктивно и неэффективно, в данном случае оно еще и разрушительно.
Из Ваших слов видно несколько проблем:
1) Вы чрезмерно придаете вниманию мнение других о себе (даже гипотетически).
2) У Вас чувство стыда, с которым надо работать, иначе оно будет существенно мешать Вам строить жизнь в здоровом ключе.
3) У Вас недостаточная любовь к себе. Любовь состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть. Человек должен любить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе уважение, заботу (сюда входит понимание своих внутренних границ, что Вы готовы и можете терпеть, что нет, что Вам нравится, как отдыхать, как поощрять себя и т.д.) и страсть (к своему делу, профессии, внешности). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается. Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, то построить гармоничные отношения с окружающими людьми не получится. Просто потому что у Вас нет понимания себя, и Вы не знаете по каким критериям оценивать и понимать, что Вас уважают, заботятся.
Человек, который правильно относится к себе, имеет любовь к себе, не стыдится себя или своих взглядов, мнения, предпочтений, вкусов. Он принимает себя таким, какой есть. Самопринятие и самоценность - основа правильного отношения к себе. Если этого нет, то все на него влияет и нарушает его спокойствие очень легко - от статей в интернете до замечаний бабушки-соседки.
Советую Вам жить своей жизнью, делать то, что Вы делаете, профессионально развиваться, иметь хобби, интересы, не тратить время на бесполезные споры и негатив, на чтение новостей, радоваться каждому дню и быть благодарной Богу за все свои таланты и возможности, которые у Вас есть здесь и сейчас. В этом и есть радость жизни, надо ценить все.
Также советую Вам поработать со специалистом на тему любви к себе, самопринятия, чувства стыда за свое мнение и страхов.
Буду рада помочь Вам проанализировать свои чувства и опыт и научиться любить себя, чтобы жить радостной и полноценной жизнью не взирая ни на что. Не унывайте, все поправимо!
Приходите ко мне на онлайн-консультацию в удобное для Вас время!
Можете писать в ЛС на сайте или напрямую в Whatsapp +79037178465
Лейла Али
Практический психолог
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Екатерина. Очень хорошо, что Вы не остаётесь равнодушной к тому, что происходит вокруг. Это значит, что Вы способны выходить за рамки собственного существования. Здесь Вы высказываете свою позицию- Вы против войн, но, если Вас призовут не станете бегать. По-моему, это- зрелая позиция! Не все способны идти добровольцами, жертвовать своей жизнью и подвергать тому же жизнь своих близких. Можно пойти на смерть, но, тогда, нужно чётко понимать, ради чего. Если Вы не готовы идти просто за Россию, независимо от того, согласны Вы с происходящим, или нет, значит у Вас есть ценности, которые Вам дороже патриотизма. Постарайтесь принять себя в этом. Не все способны на слепую преданность. Если Вам понадобится помощь психолога, обращайтесь, буду рада помочь!
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93