Не могу нормально отдохнуть в отпуске - консультация психолога

Здравствуйте! Я сейчас в отпуске. И конечно больше свободного времени. Я вчера вечером смотрела глупый, но смешной сериал. И внезапно он мне показался совсем пустым. Возникли мысли про аморальность героев и что грех его вообще смотреть (а я раньше часто ходила в церковь, сейчас реже хожу). Хотя раньше меня это не беспокоилл, что сериал не очень хорош, мне нравился, поднимал настроение. Просто в один момент перемкнуло в голове. Потом я ещё пыталась другие фильмы включить или почитать. В итоге оказалось, что ничего неинтересно и все кажется каким-то пустым. Почти все казалось греховным, хотя я сейчас в церковь редко хожу. И вообще с храмом у меня не получилось, у меня только сильнее тревога стала. Мне вообще каждая моя мысль казалось грехом. Жить было невозможно. Хочу жить как светский человек, но все равно тянет в религию. Возникли такие мысли, что не хватает глубины, духовности и причём внезапно. Я как обычно начала ковырять кожу. Все дела сделала, отпуск только начался, захотела сесть и отдохнуть спокойно. А у меня это не получается. Церковную литературу я читать не могу, но и другая информация не нравится, неинтересна. Потом решила отвлечься и сделать уборку. Подметала, мыла посуду. Перебирала вещи. Стало спокойнее. Что со мной произошло? Мне просто стало неинтересно то, что я смотрю? Как быть с состоянием в льауске, когда нечем себя занять? Или может правда меня не отпускает православие, и мне нужно туда вернуться, и мне совесть подсказала, что мне не нужно такое смотреть?
Сегодня по- прежнему без особого настроения. С близкими я не могу все время проводить, у всех свои дела.
А сама себя занять не могу получается.
Татьяна
Пользователь
Извините за сумбурные мысли
Почти все казалось греховным, хотя я сейчас в церковь редко хожу. И вообще с храмом у меня не получилось, у меня только сильнее тревога стала. Мне вообще каждая моя мысль казалось грехом. Жить было невозможно. Хочу жить как светский человек, но все равно тянет в религию. Это я пишу про то что раньше было.
А сейчас: Возникли такие мысли, что не хватает глубины, духовности и причём внезапно. Из-за тревоги начала ковырять кожу. Все дела сделала, отпуск только начался, захотела сесть и отдохнуть спокойно. А у меня это не получается.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Татьяна
Татьяна, здравствуйте. Да, очень неприятно чувствовать тревогу, которая уменьшается лишь во время работы или занятости другими делами. Очень обидно ждать время отпуска и вместо отдыха от работы отмечать нарастание беспокойства. Понятно, что вы для того чтобы справиться с напряжением обратились к верующим людям, стали изучать церковную литературу, но вероятно вам не удалось найти ответы на то, что является причиной неудовлетворения т так как в отпуске без отношений с людьми ваше напряжение увеличилось то это стало проявляться расчесыванием кожи. Вы же и сама понимаете, что занятость чем-либо благотворна для вас и тогда может быть поискать спокойствие в спортивных кружках или заняться рукоделием или рисованием, может быть участвовать в волонтерских делах...
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Спасибо большое за ответ! И так занимаюсь спортом. Но не могу все время бегать и прыгать. В посёлке возможностей немного. А выехать пока не могу. Меня действительно пугает свободное время
Бланк Яна
Психолог
г. Челябинск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Татьяна
Здравствуйте, Татьяна.
Давайте разберёмся, что здесь происходит.
Первое, что я вижу — это не внезапное озарение про «греховность сериала». Это старая, хорошо знакомая вам конструкция, которая просто активировалась в новой обстановке. Вы попали в отпуск — то есть в пространство без внешних обязанностей, без жёсткого расписания, без привычных действий, которые раньше заглушали этот механизм. И как только фоновая активность спала, включилась внутренняя система наблюдения: «А то, что я делаю — правильно ли? А не грех ли это? А достаточно ли это глубоко?»
У этого сценария, скорее всего, есть цикличность. Вы сами упомянули, что раньше с храмом «не получилось», потому что любая мысль стала казаться грехом и жить было невозможно. Сейчас ситуация почти один в один: вы не в церкви, но механизм тот же — вы начинаете оценивать свои действия (просмотр сериала, выбор фильмов, даже чтение) через призму «греховно/не греховно», «глубоко/пусто». И это вызывает тревогу и желание занять руки уборкой, чтобы успокоиться.
Причём обратите внимание: ковыряние кожи и уборка — это две вещи, которые приносят вам реальное облегчение. Почему? Потому что они дают чёткий, понятный, немедленный результат и не требуют моральной оценки. Вы не можете «греховно» подмести пол. А вот сериал — можете. И тут же включается тревога.
Моя гипотеза: дело не в религии и не в сериале. Религия стала для вас тем языком, на котором вы научились формулировать очень сильную внутреннюю потребность в контроле и в жёстких рамках. Потому что жить в режиме «каждая мысль — грех» невозможно, но в этом состоянии есть одно удобное свойство: нет свободы выбора. Всё уже разложено по полочкам. А свобода, как мы видим, вызывает у вас дискомфорт: в отпуске, когда надо самой решать, чем себя занять и что считать «достаточно хорошим», вы теряете опору.
Что касается конкретно сериала. Вы просто в определённый момент переключились из режима «это для отдыха» в режим «это должно быть глубоким, иначе это пустота, а пустота — это плохо». Но кто сказал, что отдых обязан быть глубоким? Это требование вы предъявили себе сами. И раньше вы его не предъявляли — значит, оно не врождённое, оно пришло из какого-то внутреннего запрета.
Теперь про «может, совесть подсказывает вернуться в церковь». Смотрите. В прошлый раз в церкви у вас усилилась тревога до невозможности жить. Если вы вернётесь туда сейчас, не разобравшись с механизмом, вы с большой вероятностью получите то же самое. Потому что дело не в том, где вы находитесь, а в том, как вы обрабатываете свои мысли и действия. Вы можете быть светским человеком и иметь внутреннюю глубину. Вы можете быть верующим и не превращать каждую мысль в грех. Но для этого нужно менять не внешнее поведение, а то, как вы интерпретируете свои действия.
Рекомендация на сейчас. Вы уже нашли один рабочий способ — уборка. Он не решает проблему глубины, но он решает проблему острой тревоги. Добавьте к нему что-то ещё, что тоже не подлежит моральной оценке: прогулка без цели, приготовление еды, рисование на бумаге, любое механическое действие. А на мысли «это пусто, это греховно» попробуйте отвечать себе так: «Я сейчас в отпуске. У меня нет задачи оценивать свои развлечения с точки зрения глубины. Моя задача — просто дать себе отдохнуть». И обратите внимание на цикличность: эта ситуация уже была. И тогда, и сейчас триггером стало внезапное свободное время без внешних обязательств.
По вопросам консультаций обращаться через Viber/WhatsApp +7-908-041-46-67 либо по любому контакту из моего профиля
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Татьяна
Татьяна, здравствуйте! спасибо, что поделились своей ситуацией. В отпуске, когда спадает ежедневная рутина (дела, работа, заботы), часто вылезает то, что мы заглушали. И если внутри есть пустота или неудовлетворенность, мы замечаем, что прежние развлечения не работают. Это конечно неприятно, но это очень ценный сигнал для вас.
Вам сейчас не нужен новый сериал или книга. Вам нужно понять, чего вам на самом деле хочется. Не "чем занять время", а что наполняет вас смыслом.
Мои рекомендации для вас:
1. Перестаньте требовать от себя отдыха "как у всех" Вы пишете "захотела сесть и отдохнуть спокойно — а у меня не получается". Это нормально. Для тревожного человека "просто сидеть и отдыхать", это пытка, потому что мозг начинает генерировать страхи. Вам нужен активный отдых. Вы сами заметили: когда вы начали убираться, перебирать вещи, стало спокойнее.
Планируйте отдых через действие: уборка, готовка, прогулка с четким маршрутом, раскраски, вязание, складывание пазлов.
Отдых "просто сидеть", не для вас. Не мучайте себя. Освойте спокойствие через движение.
2. Ваш мозг не умеет расслабляться сам. Напишите ему расписание. Не жесткое, а очень щадящее. Например:
Утро: завтрак + 5 минут просто смотреть в окно (без телефона).
Потом: 1 час уборки/рукоделия (это ваш отдых через действие).
Потом: чай и один эпизод сериала (но не того, что пугает, а старого доброго, где всё предсказуемо).
Потом: прогулка 30 минут (на свежий воздух — лучшее лекарство от тревоги).
Вечер: ванна или душ, потом лечь и послушать спокойную музыку (без видео).
Если появляется мысль "это грех" — скажите себе: "Это моя тревога говорит. Я не обязана в это верить. Я просто дышу".
3. "Ковыряние кожи", это ваше "телесное успокоение" от тревоги. Его не нужно стыдиться, но можно мягко заменять. Когда тянет ковырять, возьмите эфирное масло и помассируйте руки. Или сожмите что-то мягкое (антистресс-игрушку). Или просто попросите себя: "Я сейчас тревожусь. Давай просто подышим 10 раз, а потом, если захочется — поковыряю". Часто за 10 вдохов желание проходит.
Цитата: Или может правда меня не отпускает православие, и мне нужно туда вернуться, и мне совесть подсказала, что мне не нужно такое смотреть?
Сейчас ваша психика как мне кажется не готова к правилам и ритуалам, они могут усилить тревогу. Сейчас ваша задача, научиться спокойствию без правил. Научиться отличать голос совести от голоса страха. И когда вы сможете спокойно сидеть в комнате без мыслей о грехе, тогда, если захотите, вы вернетесь в храм.
Терапию провожу в интегративном подходе, владею техниками быстрой переработки негативных состояний и эмоций. Буду рада помочь, психолог Анастасия Каптурова. Консультации онлайн WhatsApp +79607744047 и Telegram @AKapturova_psy
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Бланк Яна
Яна, спасибо большое! Прислушаюсь к рекомендациям
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Каптурова Анастасия
Анастасия, спасибо большое! Попробую такое расписание себе составить против тревоги Насчёт ковыряния кожи придумала, что буду крем на руки чаще наносить. Уход за собой успокаивает