Отношения с ребенком после развода - консультация психолога

Разошлись с мужем около 6 мес.назад. Дочке 3,5 года. Мы с дочкой остались жить в моей квартире. Муж взял в ипотеку квартиру. Платит алименты. Не большие и не очень маленькие (если с другими сравнивать). Но они не большие, если сравнивать с расходами на ребенка. Да, расходы большие у него я понимаю. Но мы, обговорили, что новая каартира будет не долеко от нас, чтобы он мог брать ее на выходные, забирать и отводить в садик, чтобы чаще видеться вобщем. Сейчас, он берет ее пару раз в месяц. Говорит работает постоянно. Обидно за то что ребенок общий, а время на личные дела есть только у него. Мне бы тоже хотелось и пойти учиться, и на тренировки и подработки. Вешать на бабушку не хочу, считаю будет брошеной обоими родителями, из за этого не меняю работу, потому что буду приходить позже, пока дела по дому сделаю и уже спать, а с ней не поиграли. Вечером нужно уделить внимание ей, поиграть. А мне не хочется совсем, но через силу делаю. Ухожу иногда и делаю дела по дому, прикрываясь что это действительно ооочень важно. Хочется и пообщаться с друзьями и молодым человеком, понятно сейчас все общение в телефонах. Зависать в телефоне тоже плохой примерп,думаю. Вобщем раздражаюсь на нее из за того что нет личного времени у меня. Если не ложится долго спать, злюсь, ругаюсь, потому что, понимаю мне чтобы побыть с собой остаётся час или меньше. Как живя вдвом с маленьким ребенком найти время для себя? Можно ли как то договориться? У нее характер сложный, упертый. Сколько внимания нужно ребенку? Папа появляется редко, но за счет того, что все дела у него сделаны и он давно ее не видел, он с удовольствием и играет целый день и покупает все что она скажет, всё разрешает. А я на этом фоне злая и строгая. Как сохранить хорошие крепкие отношения с дочкой?
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Марина, здравствуйте. Ребенок присутствует в той жизни, которая ему отведена, которую вы описываете, он вас чувствует и опыт ваш - его опыт, он лишь не осознает и не может так описать как вы это делаете.
Есть такое слово, оно мне кажется емким, которым можно рассказать то, что происходит с ребенком в вашей семье. Слово впечатлять, запечетлевать, как бы заполнять внутри себя тем, что вы даете не только материальное и заботу, а важное для души - чувства и эмоции. Чувства это как фундамент для дома, мал фундамент и дом не велик, глубокий фундамент и малый дом удержит и пространство есть для дальнейших формирований. Ребенок впечатляет все, что его окружает и ваши глаза выражают ваше внутреннее состояние и обмануть ребенка показать, что с вами все ОК не удастся. Все улавливается любопытным ребенком и впитывается и является его основой жизни, его опытом. Так и вы делали когда-то будучи рядом с вашей мамой и как бы она не прятала свою боль, вы ее напиталить тоже.
Вы полагаете, что вы не подаете пример с телефоном, но вы передаете иное - ваши чувства напряжения! Как ребенок будет справляться со своим чувством раздражения? А как вы будете это интерпретировать? Считать себя виноватой? Нападать на себя делать себя - " А я на этом фоне злая и строгая". Быть неразрывно с ребенком это не значит быть территориально рядом, болезненно для ребенка эмоциональное дистанцирование, вы злитесь и вас нет с дочерью, вы отсутствуете. Отец оказывается с дочерью и территориально и эмоционально. Причина вашей злости как будто в нем? Что страшного в том, что вы для восстановления будете принимать заботу бабушки и, скорее всего, ее присутствие будет тоже полным: рядом в одном пространстве и эмоциональное присутствие бабушки с ребенком более позитивным будет для внучки? Как будто вы немного разделяете на двое себя, где есть забота в виде присутствия, ухода, а вторая важная часть отрицается - это сила духа, это чувства, это эмоции. Может я вас не верно поняла?
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Марина. строгой быть иногда не плохо, а, вот, злой- сами понимаете... Невозможно быть эмоционально уровновешенной, если не выделять время на себя. Думаю, девочке будет радостнее, после общения с бабушкой, видеть отдохнувшую маму, маму, которая получила радость от того, что нашла время на удовлетворения своих желаний и потребностей. Вам необходимо найти эти возможности для себя. И, даже, находясь с ней в одной квартире, Вы имеете право на личное пространство, а ребёнок в 3,5 года может заняться какой-нибудь игрой без Вас, это, даже- полезно- уметь находиться с самой собой, этот навык должен закладываться в детстве.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93