Плохие взаимоотношения со взрослой дочерью - консультация психолога

У меня взрослая дочь. ей 32 года. У нее есть муж и ребенок 5-ти лет. Я развелась с ее отцом, когда ей было 6 лет. Он не принимал никакого участия в ее воспитании, увлекался наркотиками. Когда она повзрослела и стала зарабатывать деньги, он появился в ее жизни и стал общаться. Она на свои деньги вылечила его от зависимости. Он начал помогать ей с внуком (время позволяет). У меня, к сожалению, нет такой возможности, живу далеко. Две недели назад дочь и зять были в отпуске зарубежом, она написала мне, что плохо чувствует себя ее бабушка (мать моего бывшего мужа). Ей сообщил об этом ее "отец". Я узнала в скорой помощи о ее состоянии, мне сказали, что это просто старость и в госпитализации она не нуждается (там работает моя одноклассница). Но, видимо, "отец" продолжил ей писать, она хотела, но не могла заняться этой проблемой. А я ей сказала, что не буду заниматься этой проблемой, пусть занимается "отец". За меня заступился мой нынешний муж и написал ей, что нельзя писать маме гадости, она ответила ему чтобы он ее не воспитывал и ей не писал. Неделю назад я попросила ее извиниться перед моим мужем. Теперь она на меня обиделась, написала мне, что "у меня каша в голове и маразм", что она "прочертила свои границы". А бабушке (моей маме) она сказала, что обиделась на меня. Мама моя заявила, что это я виновата в сложившейся ситуации. Не знаю, что мне делать. как наладить отношения с дочерью?
Воробьева Надежда

Психолог
г. Санкт-Петербург
Гипнотерапия
Ответ для: Ирина
Здравствуйте, Ирина.
Ваши чувства и ваша реакция абсолютно нормальны и имеют под собой веские основания.
Эта ситуация - не про «кто прав», а про старые раны, которые до сих пор не зажили. Много лет вы растили дочь одна, а отец, который не участвовал в её жизни, появился, когда она стала взрослой, и занял место, которое по праву принадлежало вам - место рядом с ней и её семьёй. И это не может не отзываться болью, даже если вы не говорите об этом вслух. Это не ревность, это горечь от несправедливости: он не был рядом в трудные годы, а теперь пожинает плоды вашего труда.
Ваша дочь, скорее всего, не осознаёт этой глубины. Для неё отец - «исправившийся герой», а вы - та, кто «не понимает». Она не видит вашей внутренней боли, потому что вы всегда были сильной и справлялись сами. И в этой ситуации, когда вы отказались решать проблему с бабушкой (которая к вам, по сути, никакого отношения не имеет), она услышала не «я не хочу заниматься этим», а «мне плевать на тебя и твои проблемы». Она среагировала не на факт, а на чувство отвержения, которое для детей разведённых родителей - самое болезненное.
Что вам сейчас делать? Первое, и самое важное - перестать оправдываться и доказывать свою правоту. Ваш муж защитил вас, и это благородно, но для дочери это прозвучало как «мы против тебя». Не требуйте извинений сейчас - это только укрепляет её в ощущении, что вы её не слышите. Вы можете сделать гигантский шаг навстречу, даже если внутри вас всё кипит. Попробуйте написать ей нечто вроде: «Я не хочу ссоры. Я понимаю, что ты расстроена и обижена. Моя реакция была вызвана не нелюбовью к тебе, а собственной усталостью и болью, которую я не сумела объяснить. Прости, если сделала тебе больно. Ты - мой самый близкий человек, и я очень хочу сохранить наши тёплые отношения. Давай попробуем поговорить спокойно, когда обе будем готовы». Напишите это, даже если вам кажется, что вы не виноваты. Это письмо - не признание вины, это приглашение к диалогу.
И ещё один важный шаг: перестаньте конкурировать с её отцом. Да, он появился сейчас, когда ему это выгодно. Но вы - та, кто был с ней все эти годы. Ваша связь глубже, чем любой конфликт. Она может злиться на вас, но она вас любит. Просто сейчас она на той стадии, когда ей нужно отстраниться, чтобы утвердить свои взрослые границы. Дайте ей это пространство, но не закрывайте дверь. И если внутри вас слишком много боли и обиды, пожалуйста, найдите время, чтобы поговорить с психологом - не для того, чтобы «стать удобной», а чтобы исцелить свои собственные раны, которые эта ситуация вскрыла. Вы заслуживаете того, чтобы не нести этот груз в одиночку. Вы не плохая мать. Вы - уставшая, но любящая женщина, которая тоже имеет право на поддержку.
С уважением, Надежда Воробьева. Записаться на консультацию: ВК https://vk.com/psy_vorobeva
Макаева Ксения
Психолог
г. Москва
Психоанализ (классический)
Ответ для: Ирина
Ирина, здравствуйте! Подскажите, описанная вами ситуация с бабушкой стала причиной плохих отношений с дочерью или существует ряд происшествий, который влияет на отношения долгое время? Разовая ситуация не может характеризовать отношения в целом. Возможно, она обострила уже имеющийся между вам конфликт с дочерью?
Если я верно поняла, вы пишите о своих переживаниях и особенно чувстве несправедливости в ваш адрес, которое вызвано попыткой занять место "хорошего родителя" вашего бывшего супруга. Однако, тяготы родительских обязательств и их разделение - это скорее то, что уместно решать в рамках вашего общения непосредственно с отцом дочери. Она была и остается вашим ребенком, который не мог влиять на родительские решения и соответственно, не несет за них ответственность. Желать найти отцовскую фигуру, пусть и во взрослом возрасте - нормально. И как вы написали, отец тоже старается дочери помогать чем может. Таким образом, волнение вашей дочери об отце и его родственниках вполне объяснимо. Посмотрите на данную ситуацию как на попытку вашего ребенка компенсировать недостаток второго родителя в прошлом, а не попытку уменьшить вашу значимость.
Сейчас, для сохранения и поддержания надежных отношений с дочерью, желательно разделить ее отношения с вами от ее отношений с отцом. Вмешательство третьих лиц в вашу с ней коммуникацию, как вы видите, только осложняет диалог. Посмотрите, какое отвержение у вас вызвала просьба дочери проявить внимание к чужой бабушке и как зеркально, дочь отвергает вмешательство вашего супруга и просьбу извиниться перед ним.
С уважением, К.М.