Чувство зависти - консультация психолога

Как справиться с мыслью зависти? Рядом со мной много ровесников, у которых уже есть огромные зарплаты, карьерные перспективы, они могут себе много позволить по жизни, но есть одно но. Я понимаю, что у всех нас разные стартовые условия жизни и у них они были лучше, чем у меня. Но мне же тоже хочется всех этих вещей и я их заслужила не меньше, чем все мои знакомые. При этом меня гложет чувство несправедливости, что я должна всё время работать(и работать тяжело), чтобы чего-то достичь, что-то купить, даже не очень дорогое по моим меркам, а кому-то всё достаётся легко. Из-за этого мне всё сложнее поддерживать общение, я не чувствую никакой поддержки, чувствую зависть и не хочу сталкиваться с негативными эмоциями, которые меня давят после каждой встречи с "успешными". После таких встреч у меня всегда ощущение того, что я бесполезная и без мозгов, раз кто-то смог, а я до сих пор не могу.
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Марина! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Марина!
У Вас также есть достижения, не обесценивайте их, а замечайте их.
Каждый по-разному чего-то добивается, достигает, важно стремиться к этому. Пусть это чувство не станет для Вас, как негативным, а наоборот, поможет Вам стать сильнее, мудрее, активнее, Вы будете продолжать добиваться своей цели, чтобы стать успешнее. Ведь Вы сами добьетесь результата.
Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел каждый день). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
Поставьте себе цель. Важно понимать для чего Вы достигаете конкретную цель и что в итоге получаете/получите от этого достижения. Выпишите на листочек, что принесет Вам эта цель в процессе и в итоге (самореализация, саморазвитие, карьера, знания, слава; чистота, уют, порядок в доме и т.д.). Если это Ваша мечта и она осуществима, то удовлетворение от нее будет.
Но бывает и такое, что человек обесценивает свои старания, умения, обесценивает все, чего добивается и в конечном итоге не получает счастья, т.к. он обесценил это, обесценил свои усилия, старания. По этой причине удовлетворение не будет, но это можно проработать и научиться ценить то, что есть, за каждое старание хвалить себя.
Для начала определитесь, что именно Вы хотите достичь и для чего Вы это выполняете, что в итоге Вы получите, если выполните, а что не получите, если не выполните. Составьте план, что Вам нужно выполнить в течение недели, месяца, после распределите эти дела в течение недели. Вам нужно знать для себя, зачем и для чего Вы делаете какое-то действие, составляйте план на день и выполняйте его. Также в промежутках между планами на день добавляйте положительные дела, которые Вас будут радовать. Начинайте выполнять дела начиная с неприятных и заканчивая более приятными. В конце дня пишите результат того, что Вы сделали за день и чего добились для достижения цели. Каждый раз, когда Вы выполняете все, что планируете позитивно подкрепляете себя, покупая себе что-то (одежду, шоколад и т.д.), хвалите себя за то, что Вы сделали и обязательно радуйте себя покупкой.
Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с делами.
Если хотите разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Басанский Павел
Психолог
г. Киев
Психодрама
Ответ для: Марина
Интересно, Марина, а чем это Вы заслужили все эти вещи? Что Вы сделали, чтобы они у Вас были? И зачем сравниваете себя с другими? Кто научил из близких сравнивать? "Вон, у Маши уже и ..., а у тебя..."
Молодцова Светлана
Психотерапевт
г. Москва
Гештальт-терапия
Добрый день, Марина. Во время работы с клиентами, мы отслеживаем механизм возникновения негативных эмоций. Предположу, что у Вас есть убеждения приобретенные еще в детстве, например "я бесполезная и без мозгов, раз кто-то смог, а я до сих пор не могу". Эти убеждения и вызывают негативные эмоции. Помогает работа с убеждениями и эмоциями. Конечно я не смогу сделать мир справедливым. Само признание своих ограничений помогает перейти от негативных эмоций к конструктивным решениям и действиям. Доход в этой ситуации растет, появляются небольшие победы, удается получать удовольствие прямо сейчас, а не когда-нибудь, когда .....
Болдырева Елена
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Марина
Здравствуйте, Марина! Это действительно очень непростое переживание, когда начинаешь себя сравнивать с более успешными людьми. А что если попробовать сместить фокус на себя. В метафоре повернуться к себе лицом, рассмотреть себя, рассмотреть свои сильные стороны, свои ограничения. Вы верно отметили в своем сообщении, что у людей разные стартовые возможности. Когда что-то идет не так, возможно, стоит рассмотреть свои возможности и затем выстроить план действий исходя из них, соблюдая важное правило: не сравнивать.
Как быть, если зависть все же сильно будоражит эмоциональную сферу. Возможно, стоит по пунктам разобраться в том, чему вы завидуете, зачем это вам, чего вы на самом деле хотите. Поняв-узнав свои истинные желания, с большей вероятностью у вас получится найти свой путь достижения ваших целей, желаний. Сравнения себя с другими чаще всего лишают людей сил, смыслов. Это опасный путь. А для самоподдержки, коллеги уже писали об этом, можно завести дневник радости, куда записывают то, что порадовало, то, что удалось (в первую очередь благодаря собственным усилиям, навыкам, знаниям, умениям).