Подросток ворует деньги у родителей и тратит их на компьютерные игры - консультация психолога

Первый раз сын украл деньги у своей старшей сестры, ему было 13 лет, и сумма была достаточно приличной 40 тыс. руб. Долго отпираося, но потом сознался, что украл и потратил на развлечения с друзьями, прокат самокатов, кафе, игры в компьютерном клубе. Не ругали, говорили, сам извинился перед сестрой, нашла психолога, она с ним проводила беседы, вроде, все понял. Через 2 года опять украл у сестры деньги, уже 1000 $, потом у меня 200 $. Признался сам, опять потратил на всякую фигню. Опять попросили психолога поработать с ним. Меньше, чем через год - опять воровство, теперь уже у папы украл 35 тыс. руб. залез в телефон и с карты перевел себе деньги, которые потратил на компьютерные иггры буквально за пару часов. Прошу совета. Может нужно обратиться уже к психиатру? Карманные деньги ему даем, покупаем одежду, которая ему нравится, на обучение и репетиторов, тоже деньги не жалеем. Компьютер, телефон самые последние модели. Внимания ему уделяем, с учебой помогаем, когда просит. У нашей старшей дочери никогда не было таких проблем, поэтому я не могу понять, как я могу ему помочь. Через 1,5 года он станет совершеннолетним, и с таким отношением к деньгам и играм его ждут большие неприятности.
Воробьева Надежда

Психолог
г. Санкт-Петербург
Гипнотерапия
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена.
Ваше беспокойство, попытки помочь, поиск психологов, желание разобраться, это всё говорит о том, что вы делаете всё возможное и даже больше. То, что у старшей дочери нет таких проблем, а у сына есть, не означает, что вы «недодали» или «передали». Это просто значит, что дети разные, с разной нервной системой, разными потребностями и разными внутренними механизмами регуляции.
Теперь к сути. То, что вы описываете - повторяющееся воровство, несмотря на беседы, психологов, наличие карманных денег и дорогих вещей - это серьёзный симптом. И я рекомендую вам последовать вашей собственной интуиции: да, психиатр нужен. Не потому что ваш сын «сумасшедший» или «ненормальный», а потому что повторяющееся импульсивное воровство, особенно с переводом денег с чужих телефонов и мгновенным тратами на игры, может говорить о расстройствах импульсного контроля, аддиктивном поведении (игровая зависимость) или других состояниях, которые требуют не психологической беседы, а медицинской диагностики. Психолог работает с осознанностью, мотивацией, чувствами. Психиатр - с биохимией мозга, с самоконтролем, с теми механизмами, которые не поддаются простому «я понял, что так делать нельзя». Если у ребёнка, например, формируется игровая зависимость на клиническом уровне, он может искренне хотеть остановиться, но не мочь. Его мозг уже перестроился под дофаминовую награду от игр и от «лёгких» денег. И здесь уговоры не работают, как не работают уговоры при диабете.
Вы пишете, что он сам признаётся. Это очень важный маркер. Он не патологический лжец, он не социопат (который бы врал до конца и не испытывал вины). Он признаётся, извиняется, понимает, но не может остановиться. Это похоже на компульсивное поведение, на аддикцию. И особенно тревожен тот факт, что траты происходят «буквально за пару часов». Это говорит о полной утрате контроля в момент импульса. Психолог, который работает с ним уже третий раз (или три разных психолога), возможно, не имеет достаточной квалификации для работы с зависимостями или с расстройствами поведения. Или его подход (разговоры, осознание) не достигает той глубины, где находится проблема.
Что я рекомендую сделать прямо сейчас, не откладывая:
Шаг первый. Запишитесь на консультацию к детскому или подростковому психиатру. Не бойтесь этого слова. Психиатр - это врач. Он не будет «ставить на учёт» и пугать диагнозами. Он оценит состояние сына, исключит или подтвердит наличие расстройства (например, клептомания, расстройство поведения, импульс-контроля, игровая зависимость) и предложит план: возможно, медикаментозную поддержку (есть препараты, которые помогают снижать импульсивность), возможно, специфическую терапию. Скажите врачу всё, как есть, включая суммы, частоту и то, что деньги тратятся именно на игры и развлечения.
Шаг второй. Параллельно с психиатром - работа с зависимостью от игр. Если психиатр подтвердит игровую зависимость, вам могут предложить программу лечения. Если нет - всё равно стоит ограничить доступ к играм не наказанием, а техническими средствами (родительский контроль, отсутствие привязанных карт, физическое ограничение доступа к телефону и компьютеру в определённые часы). Но важно: подросток 15–16 лет уже достаточно изобретателен, чтобы обойти эти ограничения, если захочет. Поэтому ключевое - его согласие на помощь. Разговор должен звучать не как «ты плохой, мы тебя наказываем», а как «мы видим, что ты не можешь остановиться сам. Ты не виноват в том, что твой мозг работает против тебя. Давай вместе обратимся к врачу, который поможет тебе вернуть контроль».
Шаг третий. Перестаньте давать ему доступ к чужим картам и деньгам. Это не недоверие, это профилактика. Уберите телефоны, карты, наличные в недоступные места. Объясните спокойно: «Это не наказание, это помощь тебе не сделать то, о чём ты потом пожалеешь». И давайте ему карманные деньги очень маленькими суммами и строго отчитываясь, чтобы он учился планировать. Но это временная мера, пока идёт основная работа.
Шаг четвёртый. Обратите внимание на то, чем он живёт помимо игр. Есть ли у него реальные успехи, хобби, спорт, где он может получать дофамин здоровым способом? Часто подростки с высокой импульсивностью и низкой стрессоустойчивостью уходят в игры, потому что там быстрая награда. Реальная жизнь требует усилий и терпения, а игра даёт «халявный» дофамин. Важно не запрещать игры тотально (это вызовет бунт), а постепенно замещать их другими активностями, где есть достижения и признание. Может быть, программирование (он же любит компьютеры), может быть, киберспортивная секция (да, такие есть), где учат дисциплине и командной работе. Но сначала - консультация психиатра.
И последнее, самое важное. Вы не должны справляться с этим одна. Подключите мужа, чтобы он был вашим союзником, а не просто источником денег, которые потом пропадают. И сами найдите поддержку - психолога для себя. Потому что жить с постоянным чувством тревоги, вины и страха за сына - это огромная нагрузка, и вам тоже нужен ресурс. Вы уже много сделали. Вы не пропустили проблему. Вы бьётесь за сына - это видно. Но сейчас тот случай, когда любви и разговоров недостаточно. Нужна медицинская помощь. И чем раньше вы её получите, тем больше шансов, что к совершеннолетию он войдёт не с тюремной перспективой, а с понятным диагнозом и схемой лечения, которая позволит ему жить обычной жизнью. Поверьте, есть такие истории. И они заканчиваются хорошо, когда родители вовремя обращаются к нужному специалисту. Не к психологу, а к психиатру.
И еще я рекомендую подумать вот над чем: Вы говорите, что даете ему деньги на карманные расходы, но почему-то у меня складывается впечатление, что статьи этих "карманных расходов" должны быть вами гласно или негласно одобрены. Потому что те деньги, которые он украл, он тратил "на всякую фигню". Возможно, именно этой "фигни" ему сильно не хватает. И потратить на нее деньги он может только украв их. Попробуйте спокойно, без наездов и обвинений, поговорить с ним и понять, почему ему это важно. Может быть, если вы позволите совершать ему подобные траты спокойно и размеренно, то не придется прибегать к воровству. Еще один вариант - если у него такие друзья, перед которыми ему приходится выпендриваться подобным образом. Это тоже можно выяснить в разговоре.
С уважением, Надежда Воробьева. Записаться на консультацию: ВК https://vk.com/psy_vorobeva
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Елена!
Исключали ли Вы СДВГ? Были ли у детского невролога? Детский психолог здесь будет уже после детского психиатра. Для начала нужно очно обратиться к психиатру, далее уже работать с детский клиническим психологом. У сына может быть лудомания и другие заболевания, которые поддаются корректировке, могут быть импульсы, с которыми он не может справиться.
Важно ограничить гаджеты и ребёнка заниматься делами, кружками, секциями и т.д.
Вам важно сейчас не сравнивать детей, не обвинять сына, а говорите через "Я-сообщение": "Я беспокоюсь, когда...". Помните, что есть сын, а есть его зависимость/болезнь и Вы будете над этим работать, он справиться. От Вас ему нужна поддержка, помощь, быть рядом.
Елена
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
Добрый день! Да, когда психолог работал с сыном, они прозодили тесты и этот диагноз был исключен.
Елена
Пользователь
Ответ для: Воробьева Надежда
Спасибо за развернутый ответ. Записала сына к психиатру, будем консультироваться.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Да, обратитесь к детскому психиатру.