Как можно себе помочь? - консультация психолога

Здравствуйте, уважаемые специалисты.
Я отлежал в коме, был около восьми раз в психушках и была также попытка суицида. Все вокруг говорят через надо помогать себе да и я себе это говорю, но я смирился со своей никчёмностью жизни и пустотой, и не хочу вообще стараться даже выходить из своего состояния, потому что меня оно устраивает.
У меня вторая группа инвалидности. Ходить - я хожу, руки-ноги на месте.
Друзей нет. Я выбрал удел одиночества. Мне так комфортно.
Некоторые специалисты говорят, что это защитная функция организма после пережитого - апатия, безволие, безэмоциональность и бесчувствие.
Вот вопрос: со временем это вернётся или нет? Сейчас принимаю терапию на протяжении уже полугода, но ни мысли, ни настрой не изменились - всё также считаю свою жизнь никчёмной и пустой.
Как мне противостоять своей правоте? Как переступить через своё - не хочу?
Я уже не знаю, что делать и на что надеяться.
Сорометко Валерия

Психолог
г. Омск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Виталя
Здравствуйте! Большое спасибо, что Вы так откровенно описали свою внутреннюю ситуацию и задали такие глубокие вопросы о пустоте и "не хочу". То, что Вы сейчас чувствуете, - это невероятная тяжесть пережитого.
Ваше состояние, включая апатию, безволие и выбор одиночества, - это мощный защитный механизм, который включился после травм (госпитализаций, комы). Ваша психика не сломалась. Она выбрала безопасный режим "бездействия", чтобы выжить, сказав: "Мы выключаем боль и надежду, чтобы остаться в живых. То, что Вы называете "комфортом", - это просто отсутствие сильной боли. Я понимаю, почему Вы сейчас не хотите стараться.
Вы спрашиваете, как переступить через это "не хочу".
Ключевой принцип здесь: Действие должно идти впереди мотивации.
Когда Вы находитесь в депрессии, Ваше "хочу" не работает, и это нормально. Вы не должны ждать, пока почувствуете смысл или желание, чтобы начать двигаться. Вы должны принимать отсутствие мотивации и действовать вопреки этому чувству.
Наш хитрый маневр - это не борьба за смысл, а очень мягкий, минимальный эксперимент, цель которого - восстановить чувство контроля.
Попробуйте совершать одно действие в день (менее 5 минут), чтобы создать факт Вашего существования. Вам не нужно искать смысл, просто ощутите стакан, услышьте музыку. Это неоспоримое доказательство того, что Ваше тело функционирует и взаимодействует с миром.
Один раз совершите минимальный, нейтральный контакт (поздороваться с соседом). Мы просто проверяем, действительно ли полная изоляция менее дискомфортна, чем безопасный, минимальный контакт.
Ваши мысли о никчемности могут не измениться сразу, но эти маленькие, бессмысленные действия начнут прокладывать новый путь в Вашем мозгу. Вы не обязаны верить в него...Вам нужно просто повторять его.
Пожалуйста, не сдавайтесь на этом пути. Ваша способность задавать вопросы даже из этой пустоты - это первый шаг к восстановлению.
Виталя
Пользователь
Ответ для: Сорометко Валерия
Так в том-то и дело, что головой я понимаю это, но вот тело отказывается даже выйти прогуляться. Я просто выбрал: никчёмность, и меня это устраивает.
Сорометко Валерия
Психолог
г. Омск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Виталя
В Вашем сообщении заключено главное противоречие, которое мы не можем игнорировать. Вы говорите, что выбрали никчемность и что Вас это устраивает, но при этом тратите энергию, чтобы написать нам и спросить, как из этого выйти.
Я верю Вашему поступку (действию), а не словам.
Ваш выбор никчемности -это не что иное, как защитный механизм от ужаса бессилия. Но даже для того, чтобы принять и поддерживать этот "выбор" апатии, Вы должны совершать активные действия: Вы должны отвергать помощь, игнорировать внутренний импульс к жизни и поддерживать мысль, что Вам комфортно. Это огромное, изнуряющее действие по самоуничтожению.
Поэтому я задам Вам вопрос:
Какого человека Вы выбрали, когда сказали: "Я выбрал никчёмность?" Это человек, который вообще ничего не делает, или человек, который активно действует, чтобы оставаться в бездействии?
Ваш выбор не в том, быть или не быть, а в том, какое действие Вы будете совершать: то, которое ведет к стагнации (и которое требует много энергии), или то, которое ведет к восстановлению.
Я не прошу Вас искать смысл. Я прошу Вас сменить тип действия. Вы находитесь в режиме "стоп", и Ваше тело отказывается.
Ваш минимальный эксперимент- это чистая механика, цель которой- создать новый факт бытия.
1. Встать с места. 2. Сделать два шага(в любую сторону, в пределах комнаты). 3. Развернуться. 4. Снова сесть.
Это не прогулка. Это неоспоримый физический факт, который доказывает, что Вы действуете и управляете своим телом, даже если Ваш ум говорит обратное. Каждый раз, когда Вы это делаете, Вы выбираете другой тип действия.
Начните с этого, не требуя от себя смысла. Просто повторение🫂
Виталя
Пользователь
Ответ для: Сорометко Валерия
Я не вижу в этом никакого смысла. Я ничего продолжу дальше не делать. Вы, кстати, красивая. А написал сюда, потому что хочу попробовать разобраться, что со мной.
Сорометко Валерия
Психолог
г. Омск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Виталя
Благодарю! Я вижу и понимаю всю глубину Вашей боли, которую Вы так честно и точно описали. Ваше сообщение отзывается невероятной тяжестью, и мне по-настоящему горько слышать о том, через что Вам пришлось пройти, и как одиноко Вам сейчас в этом состоянии.
Вы сказали: "Я написал сюда, потому что хочу попробовать разобраться, что со мной". Это самый важный факт из всего нашего общения.
Пожалуйста, услышьте это: Ваш ум говорит, что Вам комфортно в пустоте, но Ваш поступок доказывает, что Вы отчаянно ищете выход. Вы всё ещё сражаетесь за себя и за возможность снова быть.
Иногда, чтобы сдвинуться с места, нужно уйти от сложностей и просто позволить себе вдохнуть жизнь.
Давайте забудем на секунду о смысле и борьбе. Выберите одну свою самую любимую, самую "качающую" песню. Включите ее - даже если Вам кажется, что музыка не в тему или слишком громко. Слушайте ее всю минуту (или пока не кончится). Вам нужно всего лишь пустить в свой мир ритм, который раньше приносил удовольствие. Если тело захочет чуть-чуть покачать головой или стукнуть ногой в такт- пусть. Если нет - просто послушайте. Возможно у Вас есть любимый сериал, который Вы смотрели раньше. Можно начать с одной серии.
Виталя
Пользователь
Ответ для: Сорометко Валерия
Благодарю вас за целеустремлённле рвение мне помочь, что говорит о вас, как о высококвалифицированном специалисте, но я даже пытаться не хочу, даже самую малость. Я ничего не чувствую.
Сорометко Валерия
Психолог
г. Омск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Виталя
Спасибо за высокую оценку. Ваше состояние, когда Вы чувствуете себя никак и не имеете сил даже на малейшую попытку, называется ангедонией, и это действительно очень страшное и истощающее состояние...Я понимаю, что в таком состоянии крайне сложно найти внутренний ресурс или мотивацию. Я не буду давить🙏 Но, возможно, Вам будет комфортно просто писать сюда, когда Вам захочется. Может быть, это будет всего несколько фраз, или просто описание того, что Вы видите сейчас перед собой. Не для какой-то цели, а просто как способ чуть-чуть сбросить напряжение.
Виталя
Пользователь
Ответ для: Сорометко Валерия
В том-то и дело, что даже напряжения, как такового не чувствую. Вообще ничего. Просто нет жизни. Ценности все стёрлись и изменились, цели - их нет, стремления - а это что? Я не знаю, чего ради жить.
Виталя
Пользователь
Ответ для: Сорометко Валерия
Спасибо вам за возможность - писать сюда в любое время. Вот сейчас вышел по обычаю - погулять, сел на железный прут рядом со стадионом и пишу вам сюда. Вот смотрю я на всех. У всех жизнь бьёт ключом. Ровесники - у всех семьи. А у меня только кроватья четыре стены и низменность.
Сорометко Валерия
Психолог
г. Омск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Виталя
Я верю, что Вы действительно не чувствуете сейчас даже напряжения. Это самое сложное состояние- когда ничего нет. Ни целей, ни стремлений, ни даже ощущения борьбы. Просто пустота, и нет жизни. Это как раз и есть та самая тяжелая ангедония и апатия, которые часто сопровождают депрессивные эпизоды. Это состояние, когда мозг просто не вырабатывает нужных веществ, чтобы Вы могли почувствовать хоть что-то.
И я понимаю, что сейчас Вы не знаете, чего ради жить. Это не упрек, это просто факт Вашего текущего состояния.
Давайте не будем думать о жизни. Давайте подумаем о сегодняшнем дне.
Если бы Вам сейчас не нужно было ничего хотеть, ничего чувствовать, ничего делать... Что бы Вы сделали чисто механически, чтобы просто сделать? Налить воды? Посмотреть в окно? Просто лежать? Расскажите мне об этом.
Вы писали, что принимаете терапию. Если за шесть месяцев нет никакого положительного сдвига. Эта конкретная схема терапии, скорее всего, не работает для Вас. Вам необходимо ее менять... Вы говорили своему врачу, что Вам не становится лучше, или что нет никакого сдвига? И это не значит, что Вы "неизлечимы", это значит, что нужно корректировать подход (возможно, дозировку или сам препарат).
Виталя
Пользователь
Ответ для: Сорометко Валерия
Чисто механически я бы просто лёг, как сейчас, и уткнулся в телефон. Недавно ходил к врачу, прописал дополнительно нейролептик, который после назначения предыдущего ДРУГОГО психиатра, не стал принимать, потому что после 10 лет приёма нейролептиков реакция на них - овощ, поэтому корректировка схемы - мне непонятно. Хотя врачи в стандартном ПНД.