Лучше быть легкомысленным или тревожным? - консультация психолога

Я всю жизнь была довольно тревожная. Более тревожная, чем мои друзья и родственники в среднем.
Например, если я сталкиваюсь с какой-то проблемой, скажем, хочу купить увлажнитель воздуха, то прежде, чем совершить покупку, я провожу огромное количество исследований по этому вопросу, - читаю всю доступную литературу. Желательно, не рекламные сайты, а какие-нибудь профессиональные обзоры на Habr. Создаю файл в Google документах, куда записываю всю полученную информацию, систематизирую её. И примерно через 2-3 недели делаю вывод, - и совершаю или не совершаю "идеальную" покупку. Желательно ещё и по максимально низкой цене. С ценой я тоже очень заморачиваюсь.
У меня много страхов у будущем, особенно о здоровье.
Есть также несколько хронических диагнозов. По поводу каждого диагноза, каждого назначенного препарата, по поводу всех рекомендаций в лечении, я также очень подробно изучаю информацию. При этом, если есть какой-то тревожный симптом или я начинаю переживать из-за какого-то отклонения в анализах, я могу не спать почти всю ночь, изучая проблему и пытаясь выбрать для себя какое-то решение.
А ведь не спать тоже не полезно.
Мои тревоги и поиски не "бесконечны", и я не то чтобы "стою на месте", переживая свои проблемы. Нередко я действительно узнаю новую для себя, важную информацию, которая позволяет мне принять какое-то более оптимальное решение. После того, как я приняла решение, я его воплощаю и всё ок. Результат может быть удачным или неудачным, но по крайней мере я двигаюсь дальше.
Однако тревоги и переживания о будущем изматывают меня, я не всегда хорошо сплю, я могу по целым дням и даже неделям находиться в стрессе.
Сейчас я задумалась о том чтобы измениться, стать более расслабленной, беспечной и легкомысленной.
Но мне действительно страшно: не упущу ли я что-то объективно важное. Несомненно, мои тревоги имеют практическую ценность в моей жизни, позволяя действовать более оптимально. Но также они и вредят.
Хочу научиться действовать оптимально и при этом "не волноваться". Возможно ли вообще такое? Тревога для меня сейчас является стимулом, чтобы постоянно пытаться сделать свою жизнь лучше, а также избежать проблем, некоторые из которых могут быть довольно значительными. Например, регулярно проходить скрининги, чтобы избежать возможных серьёзных проблем со здоровьем. Но стресс от тревоги сам по себе здоровье не на пользу.
Не знаю, может ли в этом желании - сделать свою жизнь лучше - быть какая-то другая, позитивная мотивация, а не мотивация из тревоги? Какая она? Могу ли я к ней прийти? Будет ли она также эффективна?
Бандурина Ирина

Психолог
г. Москва
Транзактный анализ
Евгения, добрый день,
Понимаю Вашу проблему и желание найти баланс в Вашей тревожности. Вы правильно отметили, что здоровый уровень беспокойства о будущем даёт нам стимул двигаться и выбирать для себя лучшее. При этом излишняя тревожность выматывает эмоционально, и это может быть разрушительно.
Первый шаг на пути к улучшению ситуации - осознать, что тревога Вам мешает, и взять её под контроль. Мне кажется, Вы неплохо справляетесь с определением уровня тревожности - это следует из Вашего подробного описания причин и последствий тревожности. Попробуйте определить сферы, в которых Вы разрешите себе тревожность, и на каком уровне (скажем, 5 из 10), а где Вы будете стараться снизить до 1-2. И каждый раз, когда в "низкотревожной" области у Вас будет нарастать беспокойство, проговаривать: Я РАЗРЕШИЛА СЕБЕ ЗДЕСЬ НЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ!
С тревожными областями работа может строиться на перечислении тревог (лучше это делать письменно) и поиска рационального зерна в них. Например, если Вы испытываете тревогу из-за покупки увлажнителя воздуха, то тревога в списке может выглядеть так:
"Я тревожусь, что куплю плохой увлажнитель"
С подпунктами, что точно Вас в этом тревожит:
1 "Он будет дорогой", 2 "Он отработает недолго", 3 "Он будет плохо смотреться в интерьере".
Дальше именно то, что Вы проделали с исследованием увлажнителей: 1 я сравню цены на Озон и ВБ 2 Оценю по отзывам его работоспособность 3 Оценю по фото, подойдет ли он мне?
Я привожу пример из Вашей истории, так как Вы уже применяете такой подход для решения вопроса тревожности. Вопрос тут стоит в том, нужно ли делать глубокое исследование для каждой, даже мелкой покупки. Это лучше решить Вам самой. Думаю, что в результате рефлексии по увлажнителю, можно принять для себя "Я РАЗРЕШАЮ СЕБЕ ПОКУПКИ ДО ХХ РУБЛЕЙ БЕЗ ГЛУБОКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОКУПАЮ ЭТО СПОНТАННО"
А более сложные и важные вопросы, например, касающиеся здоровья - возможно Вы решите оставить в том виде, который привычен Вам. Попробуйте пересмотреть свои убеждения и силой воли останавливать себя от тревоги там, где это не рационально. И разрешите себе не переживать там, где влияние на что-то важное - минимально.
Ну и конечно, индивидуальная работа с психологом поможет выработать правильные привычки на более долгий срок. Удачи!
Консультирую онлайн. Запись: https://dikidi.net/1085038 телеграмм: +7 995 508 5441
Евгения
Пользователь
Ответ для: Бандурина Ирина
Большое спасибо за эти слова:
Я РАЗРЕШИЛА СЕБЕ ЗДЕСЬ НЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ!
"Я РАЗРЕШАЮ СЕБЕ ПОКУПКИ ДО ХХ РУБЛЕЙ БЕЗ ГЛУБОКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОКУПАЮ ЭТО СПОНТАННО"
А более сложные и важные вопросы, например, касающиеся здоровья - возможно Вы решите оставить в том виде, который привычен Вам.
Субботин Вадим
Психолог
г. Екатеринбург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте!
Цитата: Сейчас я задумалась о том чтобы измениться, стать более расслабленной, беспечной и легкомысленной.
"Беспечность и легкомысленность" - это другая крайность.
Тревога - это естественное состояние в ответ на значимые факторы неопределённости в комплекте с негативным прогнозом.
Такова формула тревоги: неопределённость + негативный прогноз.
А тревожность - это избыточное (нездоровое, неадекватное, неуместное) проявление тревоги.
Соответственно, тревожность полезно снижать до уровня естественных реакций тревоги. И вовсе не обязательно при этом ударяться в крайность в виде беспечности и легкомыслия.
Подробнее о способах снижения тревоги у меня написано здесь: www.b17.ru/article/344543/
клинический психолог Вадим Субботин WhatsApp, Телеграм 89222075302
Бандурина Ирина
Психолог
г. Москва
Транзактный анализ
Ответ для: Евгения
Я рада Вам помочь!
Евгения
Пользователь
Ответ для: Субботин Вадим
Начала читать вашим статьи. Большое спасибо!