Круговорот мыслей - консультация психолога

Добрый день!
Всё началось в далеком 2016 году, уволился с работы и перенервничав поймал все симптомы так называемой болезни-ВСД. Было многое, походы к врачам, панические атаки, прием антидепрессантов и т д, В 2017 году вернулся на работу и всё постепенно начало налаживаться. В 2018 родился сын. Всё небыло отлично, пока симптомы ВСД не вернулись ко мне. Сейчас постоянно крутятся мысли о здоровье-тут кольнет, там заболит и сразу начинаются панические атаки и это всё по кругу. Не могу избавиться от этого, от стресса обостряется остеохондроз. Постоянно ищу и анализирую себя и свое тело-здоров ли я?Алкоголь не употребляю, сигареты никогда не курил. Занимаюсь спортом, но мысли о здоровье крутятся во мне и портят всё. Прошу подсказать, как действовать, в чем мои ошибки?Устал от этого.
Смоленцева Анна

Психолог
г. Томск
Психоанализ (классический)
Ответ для: Сергей
Здравствуйте, Сергей!
Я не считаю, что вы где-то ошибаетесь. Беспокоиться о здоровье — естественно, особенно когда у вас семья и ребёнок. Это ответственность и страх: есть те, за кого переживать в случае чего.
Вегетососудистая дистония — этого диагноза не существует даже в России. Его нет в официальной классификации. Но врачам удобно: всё, что не могут объяснить, списывают на «недоразвитость» нервной системы. «У вас всё в порядке с сердцем, сосудами, щитовидкой — ну, значит, вот такая особенность, живите как-то. А вот вам антидепрессанты».
Я не рассказываю, как это было у меня. Скажу только: я это пережила и прожила. Поэтому я знаю не по книжкам — как работают панические атаки и почему антидепрессанты не лечат причину. Как только прекращаете приём антидепрессантов — симптомы возвращаются. Не сразу, но возвращаются, что, собственно, вы сейчас и отмечаете.
Панические атаки бывают разной интенсивности, но, предположу, ваша терпима, и вы справляетесь сами, раз отказались от антидепрессантов. Самый простой практический совет в момент ПА — отгонять мысли о смерти. Напоминать себе: все анализы в норме, я здоров, недавно проверялся, никаких провоцирующих событий не было. Думать наоборот: объективных причин умирать прямо сейчас у меня нет.
Паническая атака похожа на снежный ком: учащённое сердцебиение, мысль «я умру», выброс адреналина, темнота в глазах, треск в ушах, резкая слабость. Впервые переживая это, трудно не поверить, что умираешь. Но атаку можно отследить и купировать ещё в начале. Слабость, тремор в руках, падение давления, учащённый пульс — это могут быть предвестники.
Если картина размыта и непонятно, откуда берутся ПА, с ними можно научиться жить. Даже если они связаны с переживаниями — и их можно перенести, зная, как помочь себе здесь и сейчас. И конечно, важна терапия. Я не настаиваю на терапии просто так. Но когда с медицинской точки зрения вы абсолютно здоровы, а тело продолжает сбоить — значит, здесь что-то другое. Возможно, болит душа. И тогда болезнь души вызывает симптомы в теле. Что, собственно, и происходит.
По щелчку избавиться от тревоги или страха не выйдет. Фразы «не тревожься» или «не бойся» не работают. Потому что это симптомы. По сути, это «болезнь» души за вуалью медицинских терминов. И лечится она через анализ и символизацию. Страхи, возможно, никуда не исчезнут, но отношение к ним точно изменится.
Вот одна мысль для размышления. Страх — это защитный механизм психики от тревоги. Постоянно жить в тревоге невозможно — она истощает. И тогда психика создаёт конкретный страх, с которым даже ребёнок способен худо-бедно совладать. Неизвестность под кроватью превращается в бабайку, и ребёнок учится с ним сосуществовать: быстро запрыгнуть на кровать, спрятать ноги, чтобы не схватила, а тёплое одеяло — это лучшая защита.
Вы, Сергей, уже давно не ребёнок. Но ваш внутренний механизм работает так же: где-то под кроватью есть что-то, что заставляет тело сбоить.
Я не знаю, что именно там. Я не даю техник «дыши». Я предлагаю только одно: если вы устали укрываться одеялом и захотите однажды повернуть свет и посмотреть, кто там, — я буду рядом. Не чтобы вас вылечить. Чтобы смотреть вместе. Без советов «не бойся». Просто вдвоём разглядывать то, что раньше пугало в одиночку.
Если напишете — начнём.
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Сергей
Сергей, здравствуйте! Как мне кажется, проблема не в том, что вы что-то делаете неправильно.
Думаю, что дело в напряжении которое вы испытывете и постоянной тревоге за здоровье. Остеохондроз обостряется именно потому, что тело в хроническом напряжении от этой тревоги, мышцы спины зажимаются, блокируют сосуды и нервы, возникает реальная боль. А вы её сканируете и снова тревога. Ваш мозг привык выдавать на этот сигнал панику, а не просто «о, кольнуло, давай попьём воды и разомнём шею».
Мои рекомендации, с чего можно начать:
1. Перестаньте бороться с мыслями о здоровье. Ошибка пытаться их не думать и отгонять. Попробуйте такую технику: Заведите «время тревоги» 2 раза в день по 10 минут. Сядете, поставьте таймер и скажете себе: «Сейчас я буду думать о своём напряжении. Я разрешаю себе всё. И в это время записывайте каждую страшную догадку в блокнот ручкой. Когда таймер сработал – закрыли и убрали блокнот. В остальное время при появлении мыслей говорите себе: «Я подумаю об этом в такое то время». Мозг обманывается и перестаёт атаковать вас круглосуточно.
2. Вы сейчас анализируете свое тело панически. А нужно научиться делать это спокойно.
- В момент, когда кольнуло: «Ага, сигнал. Давай я сейчас проверю это спокойно». Глубоко вдохните на 4 счёта, задержите на 4, выдохните на 8 счётов. От этого падает уровень тревоги физиологически.
- Если боль не острая: встаньте, покрутите плечами, наклоните голову, сделайте лёгкое растирание шеи. Если боль ушла от движения – это 99% остеохондроз и спазм мышц.
3. Когда чувствуете приближение панической атаки (учащённое сердцебиение, нехватка воздуха) – начинайте дышать животом наоборот: выдох длиннее вдоха. И пейте маленькими глотками холодную воду.
- Носите на запястье аптечную резинку. При панической мысли – щёлкайте ею. Легкая боль вернёт вас в реальность «я просто сижу, мир не рушится».
Вы ищете гарантий, что здоровы на 100% - но после ВСД и ПА гарантий нет и не будет, есть только ваше спокойное «скорее всего, всё функционально».
По возможности обратитесь к психологу, это поможет вам быстрее разобраться в том, что у вас происходит, в причинах и решить их, а так же вы будете не один на один со своими страхами, у вас будет поддержка.
Терапию провожу в интегративном подходе, владею техниками быстрой переработки негативных состояний и эмоций. Буду рада помочь, психолог Анастасия Каптурова. Консультации онлайн WhatsApp +79607744047 и Telegram @AKapturova_psy
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Сергей
Сергей, здравствуйте. Вегето-сосудистая дистония это не диагноз, можно сказать, что это "сбивчивый" ответ вашей нервной системы на что-то внезапное, новое, не привычное проявляющийся телесно тк выражать открыто словами, через эмоции, чувства используя "не" нельзя! У вас нет такого опыта.
Попробуйте подумать над самооценкой, вероятно, вам трудно принимать решения, скорее всего вы ищете опору во вне в "сильных", авторитетных людях. Работая в терапии с вашими ощущениями, можно улучшить ваше восприятие внешнего мира и изменить ваш ответ на стресс. Готовы ли вы пойти в терапию?
Бланк Яна
Психолог
г. Челябинск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Сергей
Здравствуйте Сергей.
Я вижу вашу усталость — это состояние, когда сам превращаешься в прибор, который всё время себя проверяет. И это действительно выматывает. Давайте я сразу скажу главное, то, что вы, возможно, уже чувствуете, но не решаетесь себе признать: ваша ошибка не в том, что вы следите за здоровьем. Ваша ошибка в том, что вы пытаетесь лечить тело, не договорившись с тем, кто запустил всю эту историю — с вашей нервной системой и с той частью вас, которая верит, что достаточно перестать работать — и сразу наступит крах. Та история 2016 года не прошла бесследно. Вы уволились, испытали сильнейший стресс, и ваша психика запомнила: "работа — это безопасность, отсутствие работы — это угроза жизни". Вы тогда вернулись на работу, симптомы ушли. Но ваш внутренний "сторож" не успокоился. Он понял это так: "Я спас хозяина. Моя задача — не пропустить новую опасность". И теперь он сканирует тело 24/7, потому что тело — это единственное место, где, как ему кажется, может спрятаться угроза. Вы занимаетесь спортом, не пьёте, не курите. Это прекрасно. Но с точки зрения вашей тревоги, это не помогает, потому что вы продолжаете усиливать контроль. А контроль и тревога всегда ходят вместе. Чем больше вы проверяете, тем больше причин для проверки находит ваш мозг. Остеохондроз, который обостряется от стресса — это тоже не случайность. Шея, затылок, плечи — это зона, где "застревают" мысли, которые вы не можете отпустить. Прямо сейчас спросите себя (просто подумайте): какую мысль о своей жизни я не могу повернуть и посмотреть на неё иначе? У вас — классический пример того, как психика "застревает" в режиме выживания.
Вот на что, как мне кажется, вам стоит обратить внимание: 1. Вы перестали доверять своему телу. Вы с ним не живёте, вы его инспектируете. Это отношения тюремщика и заключённого, а не хозяина и дома. 2. Симптомы возвращаются не потому, что вы "плохо лечитесь". Они возвращаются потому, что ваш страх перед симптомом сильнее, чем сам симптом. Вы боитесь не боли, вы боитесь потерять контроль от того, что боль может что-то значить. 3. ВСД — это не диагноз. Это название для состояния, когда вегетативная нервная система работает как испуганный ребёнок. И с этим ребёнком внутри вас никто не поговорил. Его просто пытались залечить таблетками.
Если перевести на простой язык: ваш организм не против вас. Он очень старается вас защитить. Вы боретесь с тем, кто хочет вам помочь. И пока вы не смените стратегию с "подавить и проконтролировать" на "услышать и договориться", круг будет замыкаться.
По вопросам консультаций обращаться через Viber/WhatsApp +7-908-041-46-67 либо по любому контакту из моего профиля