Семья нарциссов и дети - консультация психолога

Добрый день. Пишу вам ночью- не могу уснуть.
Мой бывший муж- нарцисс, теперь я в этом точно уверена. После развода раскрылись и его мать с сестрой. Я бежала на другой конец страны с детьми. К сожалению в этом же городе живет его мать. Сначала было некоторое затишье, я начала приходить в себя, нашла работу, обживались с детьми на новом месте. Потом начались манипуляции и интриги со стороны его матери.
Сначала июля со стороны нарциссического семейства идут непрекращаемые атаки. В виде задержки алиментов, публикаций в инстаграме, претензий в том, что я либо ограничиваю общение с детьми, либо разговариваю не так должна бы по их мнению. За 3 недели меня раскачали  и я вернулась в свое прежнее состояние- тревогу, страхи, панические атаки, начинающаяся депрессия. Это состояние знакомо мне, теперь я знаю, как это начинается.
Проблема в том, что их действия юридически ничем не нарушают закон. Я не могу их оспорить.
Из-за переживарий, мне сложнее сконцентрироваться на своей жизни, детях и работе. И без того не просто растить детей, объяснять и утешать, когда они вспоминают о папе и разводе. Заниматься их учебой. А с такими атаками я совершенно перестаю принадлежать себе и детям.
В маленьком нашем городке я боюсь обратиться за помощью к психотерапевту и назначениями. Боюсь, что это окажется на руку нарц-семейству. Они заметно нацелились на старшего ребенка. С какой целью- поднимать мне нервы или соблазнить красивой жизнью и вызвать таким образом истерики о проживании с отцом- неизвестно.
Дети в иллюзиях об отце. Многое, что происходило в семье они вытеснили из памяти либо не расценивают как насилие в силу того, что другого варианта отношений они не видели. Оба верят, что отец у них прекрасный, просто занятой и вспыльчивый. При небольшой обработке - бомбардировке подарками и рвущими душу сообщениями о большой любви и тоске со стороны нарц-семьи,  дети расшатаются совершенно.
Я не могу успокоиться, в голове постоянно перематываются воспоминания из прошлого, диалоги, возможные мои действия и их ответная реакция. У меня повысилась тревожность. У одного из детей сейчас так же наблюдается ухудшение психологического состояния.
Пожалуйста, помогите!
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Елена!
Вы рассказали свою ситуацию, но не задали вопрос. Какой у Вас будет вопрос? Что Вы хотите понять и разобрать для себя? Как давно Вы развелись с мужем?
Отвечу по тексту...
"Оба верят, что отец у них прекрасный, просто занятой и вспыльчивый."
Для детей отец так и остается отцом. Да, они не видели другого отношения к себе, но Вы сделали так, как лучше всем Вам. Дети воспитывались и видели пример отца, на их состояние это также влияло. Детям будет хорошо там, где будет хорошо их маме. Ваши проблемы с бывшим мужем - это Ваши личные проблемы, но не проблемы детей. Если Вы видите, что у детей ухудшается психологическое состояние, то необходимо очно обратиться к детскому психологу.
"В виде задержки алиментов, публикаций в инстаграме, претензий в том, что я либо ограничиваю общение с детьми, либо разговариваю не так должна бы по их мнению."
Алименты мужчина в любом случае платит, если он задерживает, то по каким причинам? Вы получали консультацию у юристов насчет этого? Как Вам быть в этой ситуации по мнению юриста?
Вы разговариваете с семьей мужа и с самим мужем так, как можете, Вы не обязаны перед ними отчитываться. Почему Вы должны делать так, как они хотят? Все юридически, Вы даете детей отцу, а не бабушкам.
В следующей ситуации, когда Вы почувствуете тревожное состояние, задайте себе вопрос: "О чем я сейчас подумала? Чего такого страшного я боюсь?". Спросите себя: "Если я об этом думаю, то так ли это на самом деле? Какие есть альтернативные варианты? Что в этой ситуации может произойти страшное? Смогу ли я справиться с тем, что будет? Что я могу сделать прямо сейчас?". Запишите себе вопросы и ответы на них, проанализируйте ситуацию и посмотрите наглядно на них. Все, что написано на листке по-другому воспринимается, чем если держать это в голове. Важно понимать и отследить, что именно Вы боитесь и насколько страхи имеют место быть. Нужно работать над иррациональными страхами.
Помните, что это всего лишь мысли, да, они могут быть обоснованными, но не всегда. Проанализируйте, что Вас беспокоит, после, скажите себе приблизительно следующее, например: "У меня есть мысль, что... Но, это только лишь моя мысль и не более". Эту мысль Вы можете проговорить вслух. Подумайте, какое оно действительно имеет влияние на Вашу ситуацию?
Важно работать над неуверенностью в себе. Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
Рекомендую следующее:
1. Поменяйте ракурс своего мышления. Умейте отвечать людям, если они Вас пытаются задеть. Ничего страшного, они могут говорить все, что хотят, но Вас это не касается, это их мнение.
2. Не бойтесь обидеть и сказать: "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
3. Исключите фразу «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Заведите дневник "чувств и эмоций".
Необходимо для написания дневника: дневник, ручка, желание понимать себя, свои чувства и эмоции.
Писать дневник Вы можете в течение дня.
В первой строчке: дата и время.
Вторая строчка: ситуация, событие, которое произошло с Вами и мысли поэтому поводу.
Третья строчка: напишите свои чувства. Обязательно напишите причину этих чувств, почему возникло данное чувство. Далее - ощутите, что чувствует Ваше тело и напишите об этом.
В четвертой строчке: Ваши действия, что вы сделали, как поступили.
В пятой строчке: как Вы могли бы поступить в следующий раз.
После ставьте "+" и "-", если "+", то положительно, если "-", то отрицательно. В конце дня обязательно уделите внимание хорошим событиям, которые у Вас произошли, пусть они и будут не такими весомыми, как Вам показалось.
С помощью дневника Вы сможете увидеть плюсы и минусы, которые есть в Вашей жизни. Вы поймете, что нужно изменить, а на что необходимо посмотреть по-другому, другим взглядом, Вы сможете увидеть свою истинную реакцию на то, что происходит с Вами в течение дня, недели и т.д., также Вы поймете, где Вы реагируете сильно.
Если Вас беспокоит высокий уровень тревоги, то необходимо очно обратиться к психотерапевту или психиатру. Также важно подключать психотерапию, которую можно пройти у психотерапевта или психолога, даже онлайн, без личных встреч.
Ирина Яркова
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена!
Пробовали ли Вы радикально ограничить своё общение с семьёй бывшего мужа и общаться с ними только по делу? Строго говоря, Вы вообще можете не общаться ни с кем из них кроме бывшего мужа, и то, с ним диалоги только о детях и их нуждах. В ситуации, в которую Вы попали, важно жёстко выстроить личные границы и пресекать их нарушение.
Не поддавайтесь на атаки семьи бывшего мужа и его самого - Вы и сами понимаете, что их целью является выбить Вас из колеи. Что именно из нападок этой семьи задевает Вас больше всего и почему?
Совершенно нормально, что дети скучают по своему отцу, позвольте им это чувствовать. Однако это не значит, что Вы должны любить его тоже или воссоединяться с ним.
Так же можете рассказать своим детям о психологическом насилии в семьях, каким оно бывает, какие последствия несёт для тех, кто ему подвергается или подвергался в прошлом. Не обязательно говорить непосредственно о своём опыте, но у детей должно быть чёткое понимание, что такое, например, абьюз в отношениях или психологическое насилие и чем оно опасно, чтобы в будущем они могли отличить его в реальной жизни. Форма подачи этой информации, конечно, сильно зависит от возраста и впечатлительности детей. Не бойтесь доверить это специалистам, детским психологам, к которым полезно будет обратиться, если заметите, что психологическое состояние Ваших детей значительно ухудшилось.
И вообще, не бойтесь обратиться к психологам, даже в Вашем городе - если психолог является профессионалом, то он знает, что обязан соблюдать конфиденциальность своих клиентов. Если всё же опасаетесь чего-то, то всегда можете найти психолога из другого города и взаимодействовать с ним онлайн.
https://t.me/ira_v_psihologii — мой телеграмм канал с полезной информацией ? Так же буду рада помочь Вам глубже изучить Ваш запрос на индивидуальных консультациях, записаться на которые Вы всегда можете, оставив заявку в моём профиле!
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Здравствуйте Елена!
Если вы, по каким-то причинам опасаетесь обратиться за помощью к психотерапевту, то у вас всегда есть возможность зайти в любую аптеку и, по рекомендации фармацевта, приобрести простые успокоительные средства. Принимая эти препараты, вы сможете снять остроту ваших тревожных ожиданий и страхов. Наряду с этим вы также можете научиться методам релаксации и медитации, которые помогут вам снимать ваше психическое напряжение. Таким образом вы постепенно вернётесь к состоянию контроля ваших эмоций и сможете противостоять агрессивному поведению вашего бывшего мужа и его родни.
Ольга Лебедева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Здравствуйте!
Конечно тяжело находиться постоянно в такой стрессовой ситуации, плюс дети видят Ваше состояние и то, как Вас это расстраивает. В Вашем сообщении ощущаю такие эмоции, как страх, тревога, обида, злость на родственников супруга и может быть на себя, также отвращение, растерянность, сожаление и возможно вина. Не знаю, на сколько Вам откликаются эти эмоции, но для большего самопонимания себя я бы сначала рекомендовала: 1) понять триггер (причину), который приводит к каждой эмоции, т.к. везде будет триггер разный. этом может быть воспоминание, слово, какое-либо действие чье-то. 2) определить какая эмоция у Вас сильнее всего проявляется, для этого важно провести градацию от 1 до 10 баллов, где 10 баллов, максимально когда-либо испытывали сильно эту эмоцию. И начать самоанализ именно с самой сильной для Вас эмоции. 3) какие мысли сопровождают эту эмоцию и также определить какие мысли сопровождают другие эмоции 4) как Вы сейчас самостоятельно справляетесь с этими мыслями и эмоциями? 5) какие телесные реакции Вы отмечаете у себя, когда испытываете эти эмоции?
Плюс можно использовать дыхательные техники, чтобы скорректировать свое эмоциональное состояние на время. Конечно рекомендовала бы найти для себя психолога очно или онлайн, чтобы начать с ним работать над этой ситуацией.
Желаю личностного роста и достижения поставленных целей! Психолог, Ольга Лебедева ✔️ специалист в области сексуального здоровья, ✔️ клинический психолог, ✔️ бакалавр и магистр психологии, ✔️ КПТ терапевт.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Елена! Это семейство так и будет "питаться" Вашим страхом и тем, что могут контролировать Вашу жизнь, эмоции и состояние. Вы уехали в другой город, НО, там живет ЕГО мать - зачем? можете ли Вы уехать подальше от этой семьи? Им и нужно, чтобы Вы боялись, страдали, чтобы все их действия выбивали Вас из жизни - поэтому выход один - НЕ давать им права управлять собой и своей жизнью. Да, обратиться к юристам, чтобы они решали юридические ситуации и контактировали с той семьей - это уже будет говорить о том, что Вы привлекли третьих лиц. Обратиться к психологу - можно и онлайн, если боитесь в том городе - Вам важно вернуть себе чувство контроля над ситуацией и своей жизнью!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!