Чувствую тревогу и паникую в обществе. - консультация психолога

Здравствуйте. Долгое время и до нынешних пор я не могу понять действительно ли это проблема или же как говорит моя мама это нормально. За последний год моя жизнь сильно изменилась. Да, я и раньше была очень скромной и стеснительной, беспокоилась, когда находилась в обществе, но сейчас это беспокойство будто бы стало больше. Раньше я часто заходила в обычные магазины, для меня это было не проблемой, но сейчас я стараюсь избегать куда-либо заходить, сразу иду домой. Это происходит в то время, когда я одна. Когда я хожу куда-либо с родителями, мне комфортнее. Также я чувствую себя некомфортно в обществе. Сейчас обществом является моя группа в учебном заведении. Я безумно волнуюсь, когда меня спрашивают, не проявляю инициативу на лекциях (хотя я знаю ответ). Друзей у меня нет. Есть несколько знакомых, с которыми я могу общаться там. С ними я веду себя более открыто, но все равно мне кажется, что я показываю им какую-то другую себя(?). С остальным большинством я веду себя по-другому. Я с ними совсем не общаюсь. А если и приходится, то волнуюсь о том, что они могут обо мне подумать. Еще одна проблема в том, что я зависима от мнения окружающих. Я для своего удобства подстраиваюсь под них. Я очень ранимо отношусь к критике. Довольно долго ее перевариваю. Возможно, дело в моей низкой самооценке. Я даже не пытаюсь общаться с людьми, так как думаю что я им не нравлюсь, что я ужасная. Я уверяю себя, что это не так, что мне в одиночестве комфортнее. Но я лишь обманываю себя и забываюсь в этом. Со сверстниками мужского пола я вообще не общаюсь (опять же таки считаю, что никому не могу понравиться). Еще такое дело, что моя семья приехала в Россию, когда мне было 1,5 года. Мое воспитание отличается от воспитания других детей. Моя семья не поддерживает мое общение с мальчиками и с друзьями( которых у меня было не много). К примеру, у меня полтора года назад была подруга. Мы были обычными друзьями, однако моим родителям не нравилось наше общение. Если я с ними не соглашалась в чем-то, то они грозились тем, что запретят мне с ней общаться. Но ничего плохого мы не делали. Мы не пили, мы не курили, мы не общались с мальчиками, мы расходились по домам довольно рано(так просили меня родители). Моя подруга уехала и перестала со мной общаться. Родители сказали, что это к лучшему. Но с тех пор я одинока. Я чувствую себя несчастливой. Я не понимаю, что такое счастье. Я говорила семье, что я несчастна, но моя семья мне постоянно говорит, что я должна убираться, должна уметь готовить, должна выйти в скором времени замуж( за того, кого выберут родители) и сразу же родить ребёнка, а потом другого. Я не хочу такой жизни. Я хочу жить как мои сверстники. Нормально общаться с людьми. Быть уверенной, что им понравлюсь. Хочу не стесняться себя. И строить свою жизнь сама. Я хочу почувствовать себя счастливой.
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Цыцаркин Андрей
Психолог
г. Курган
Коучинг
Ответ для: лист
Если вам уже есть 18, можете спокойно паковать чемоданчик и уезжать из дома и жить как вам хочеться. Если нет, то стоит пока потерпеть, а в это время составить план ваших действий на время когда станете совершеннолетней, поднакопить денег, получить какую-нибудь профессию, устроиться на работу (любую).