Унижение со стороны матери - консультация психолога

Мать назвала меня ничтожеством. Причем совершенно беспричинно. До этого у нас были долго очень близкие отношения, я ее боготворила, но я выросла и все сошло на нет. Более того, отношения стали ужасными, гадкими. Каждый приезд домой вызывает желание отмыться. Мать совершенно не сдержана в выражениях, я пыталась ей объяснить, что такими выражениями разбрасываться жестоко, особенно по отношению к близким людям. В итоге я «ничтожество, меня не за что уважать». Как реагировать на такие высказывания в свой адрес?
Ксения Васильева

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Мария
Добрый день, Мария!
Сочувствую, что у вас в семье все так сложилось. Но, к сожалению, утверждение о том, что все матери способны на безусловную любовь к своим детям - это миф. Есть немало матерей, которые по факту не любят своих детей. В том числе весьма распространенная ситуация, когда мать (и отец, кстати, тоже) внешне демонстрирует "любовь" к ребенку, пока он маленький, пока он удобный и подчиненный, а стоит ребенку вырасти - начинаются проблемы взаимоотношений с ребенком как со взрослой личностью, к которым родитель не был готов, ибо мыслил, что ребенок ВСЕГДА будет "на ступень ниже".
Отсюда и оскорбления, и унижения, и ответное ваше чувство, что вас изваляли в грязи. Мама хочет, чтобы вы вернулись на место безропотного подчиненного - но это место, по большому счету, и не для ребенка. Ребенок к трем годам уже начинает - при гармоничном развитии - показывать самость и независимость.
Что делать? Если есть возможность не общаться с мамой вовсе, то не общайтесь. Если она по возрасту или состоянию здоровья требует помощи - помогайте материально, скажем, наняв ей помощника по хозяйству. Если по каким-то причинам не общаться нельзя - можно попробовать построить "чайное общение", когда вы приезжаете с визитом вежливости попить чайку и за чаем говорите "обо всем, да ни о чем" - о политике, погоде, событиях в жизни общих знакомых, не допуская никаких личных для вас тем.
Также очень советую вам книгу Сьюзен Форвард и Донны Фрейзер-Глинн "Безразличные матери" (оригинальное английское название Daughter Detox - "как дочери очиститься от материнской токсичности"). Книга есть на русском языке.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
Лейла Али
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Мария
Добрый день, Мария!
Для того чтобы реагировать правильно нужно построить адекватные личные границы. Это относится к любви к себе. Когда ребенок не получает безусловной любви родителей у него нарушается любовь к себе и это чревато дальнейшими сложностями в жизни.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть. Прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе уважение, заботу (сюда входит понимание своих внутренних границ, что Вы готовы и можете терпеть, что нет, что Вам нравится, как отдыхать от стресса, как поощрять себя и т.д.) и страсть (к своему делу, профессии, внешности). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ. Приезды к матери и общение с ней относится к Заботе о себе, поэтому если Вы уже вхрослый человек и понимаете поведение матери, нужно ограничить с ней общение и не бывать на ее территории. К техникам восстановления любви к себе относится взращивание внутри себя Заботливого Родителя. Более подробно можете почитать об этом в моей статье здесь:
https://psyh.info/article/psihologiya-lichnosti/kak-vyrastit-vnutri-sebja-zabotlivogo-roditelja.html
Первый и главный шаг для Вас - это восстановление любви к себе. Это кропотливый труд, который займет некоторое время, но шаг за шагом через некоторое время Вы станете гармоничной личностью и станете жить радостно и полноценно.
Буду рада помочь Вам более подробно изучить ситуацию и выявить пути ее улучшения!
Приходите на бесплатную онлайн-консультацию (20 минут)!
Запись по Whatsapp +79037178465
Лейла Али
Практический психолог
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Добрый день! Есть какая-то внешняя причина перемены в матери? Может, у неё начало развиваться психическое заболевание. Постарайтесь не реагировать на оскорбления, относясь к ней,как к больному человеку. Есть у Вас человек, который может Вас поддержать? Сведите общение с мамой к минимуму.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93