Женский коллектив хуже мужского? - консультация психолога

Хочу услышать ответы людей,которые изучали мужскую и женскую психологию.
Действительно ли женский коллектив хуже мужского?
Сами женщины говорят,что женский коллектив это змеи,сплетни,интриги,подставы,что в нем работать невозможно.
Слышала,что это потому что у женщин мало тестостерона и им не свойственно объединяться.
Это правда так?
Никишкина Анастасия

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте! Благодарю за Ваш вопрос!
Супер сжато ответить сложно, и тем не менее короткий ответ- Нет.
Стереотип о «змеином царстве» — это не объективная истина. Это нарратив, который удобно используется для объяснения сложностей в управлении, не затрагивая системные проблемы структуры организаций и социума в целом.
Когда мы говорим «женщины так себя ведут», мы скрываем реальную проблему: как создаётся среда, где людям приходится защищаться друг от друга?
Лучший вопрос не «почему женщины такие», а «что в нашей культуре заставляет людей вести себя таким образом?»
По порядку:
Слышала, что это потому что у женщин мало тестостерона и им не свойственно объединяться.
Нет связи между уровнем гормона и способностью создавать группы. Кооперация чаще всего зависит от социальных условий и навыков конкретных индивидуумов, не сколько от биологии.
«Тестостерон делает мужчин более командными»- Это упрощение. Влияние гормонов сложнее и не определяет поведение в группе напрямую.
В целом "социализироваться" свойственно человеку, как виду. Это то, как эволюционно мы выжили и процветаем, потому для многих людей "одиночество" как симптом- настолько не выносим.
Различные исследования наоборот показывают, что женщины часто демонстрируют более высокий уровень эмоционального интеллекта и координации в группах.
Тогда откуда подобная оценка женских коллективов?
1. Видимость разных форм конфликта
Мужской конфликт VS Женский конфликт
Прямая конфронтация VS Косвенные формы (информационное исключение, игнорирование)
Громкие споры VS Молчаливое напряжение
Воспринимается как «профессиональное»VS Воспринимается как «эмоциональное/токсичное» Когда мужчины спорят открыто- — это «разбор полётов». VS Когда женщины выражают несогласие иначе — это «сплетни» или истерика.
2. Социальные условия создают конкуренцию
Мужская структура власти
Ограниченные места для женщин ↑
↓ Женщин меньше в руководстве ↓
Сражаются за одно место → воспринимают друг друга как конкуренток
Это называется «ресурсная дефицитность»: когда есть мало мест лидерства репрезентирующего нас же, люди любого пола начинают конкурировать интенсивнее. Но именно у женщин это называют «злобой» и «жесткостью», а у мужчин — «амбициями».
3. Двойной стандарт восприятия Поведение – Как оценивается у мужчин VS Как оценивается у женщин Настаивать на своём мнении–Лидерские качестваVS Сложный характер
Выстраивать отношения – Нетворкинг VS Интриги
Критика коллег – Честность/прямотаVS Сплетни
Реакция на отказ – ПрофессионализмVS Эмоциональность
Важно: Одно и то же действие интерпретируется по-разному в зависимости от пола субъекта.
Альтернативные точки зрения Некоторые исследователи отмечают нюансы, которые стоит учитывать:
Коммуникационный стиль:Женщины чаще избегают прямых конфликтов → накопление напряжения→взрыв?
Социализация: Девочек учат быть «милыми» → подавление гнева превращается в косвенную агрессию
Структура организаций: Где доминируют мужчины — женщины адаптируются через защиту и конформность, которая может выглядеть как интриги.
Индивидуальные различия Важнее личность человека, чем гендер. Есть токсичные команды мужчин и очень поддерживающие команды женщин.
Тема в различных исследованиях:
1.
Синдром пчелиной матки — это социальное явление, при котором женщины, обладающие властью или властью, обращаются с подчиненными женщинами хуже, чем с мужчинами, исключительно по признаку пола. Впервые он был определен в 1973 году.
НО более глубокое изучение феномена показало, что чаще всего это не врождённая черта, закрепленная за гендером, а адаптация к враждебной среде для женщин в (преимущественно) мужских командах.
2.
Workplace Conflict Study (Cohen & Brosch, 2020)
- Конфликты у женщин чаще скрытые, у мужчин — открытые, но общая частота сопоставима между группами, потому утверждать , что женщины конфликтуют чаще - скорее неверно.
3.
Большой Мета анализ сравнивающий мужчин и женщин по тилю лидерства Meta-analytic review (Eagly et al., 2021)
показал тенденцию о том, что женщины используют больше кооперативных стратегий в среднем, вовлекая сотрудников в принятие решений, в то время как мужчины чаще склонны к автократичным стилям.
Есть еще много информации, но тогда это будет курсовая) Надеюсь, я смогла ответить на Ваш вопрос!)
P.S Прошу прощения за форму, только приноравливаюсь к сайту и форме ответов!
Богатырев Роман
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Таня, вопрос о женском коллективе — это не про статистику, а про ваши собственные ощущения. Вы сами сталкивались с тем, что женщины сплетничают и интригуют? Или вы слышали это от других? Что вы чувствуете, когда находитесь в группе женщин, — это напряжение, соперничество или что-то ещё? Может быть, ваш вопрос о том, можно ли вообще доверять женщинам в коллективе?
Нужна помощь? Консультирую Онлайн, Telegram, MAX +79855887899, обращайтесь, буду рад помочь! Просто напишите, и мы назначим удобное время для консультации! С уважением, психолог Богатырев Роман Сергеевич.