У мамы опухоль, у папы рак - консультация психолога

Я замужем, мне 20, моя мать недавно перенесла инсульт (февраль-март), у нее опухоль и ей нужно лететь в Новый Уренгой на операцию, у отца рак, и скоро он должен ехать на землю на госпитализацию. Неделю назад я летала в родной город на север помочь родителям с продажей квартиры, еще раньше до их отъезда на север я ездила помогать собирать им вещи, убраться везде, приготовить еду на дорогу, вымыть всю посуду и тд. Еще до этого я приезжала с мужем помочь убрать всю их квартиру к нашему никаху, тк мать по дому ничего делать не может, а отец сходит с ума от того что у мамы из за опухоли пострадала речь и она не может ничего внятно объяснить, муж помогал отцу ремонтировать крышу, разбирать гараж, чинить стол, я вымывала полы по 10 раз, мыла посуду, убирала все лишнее, раскладывала по местам вещи, вытирала пыль, короче говоря готовились. Еще незадолго раньше до никаха мне опять пришлось приезжать с женихом тоже помогать родителям по делам с огородом и еще чем-то. Недавно я начала работать в сфере услуг пирсинг мастером, пошли клиенты, записи, я начала работать тем кем мне давно хотелось. Планировали с мужем искать квартиру, съездить к его родителям тоже их проведать, я планировала развиваться в своей работе. Резко все откладывается и я лечу на север помогать в продаже квартиры, хотя моя помощь там оказалась практически мизерная, прилетела почти зря. Недели не прошло, как я дома, начала налаживать отложенную работу, созвонились с риелтором, запланировали встречу, у меня почти каждый день активные записи, смена документов на новую фамилию, короче просто бытовая жизнь которую я отложила для помощи родителям в очередной раз. И мне снова говорят срочно лететь на север, пока отец уедет на землю на госпитализацию, чтобы я навещала мать в реабилитационном центре и приезжала по первому ее зову, потом ехала с ней в Новый Уренгой неизвестно когда, тк ничего еще даже не было назначено, но я, продавленная словами «кроме тебя у нас никого нет», должна буду сидеть там неизвестно сколько, после чего сопровождать на операцию, потом помогать после операции (помогать после я не имею ничего против, там действительно будет тяжело маме что-то самой делать), но как я уеду обратно домой я не понимаю, потому что у меня рядом мало дееспособная мать, которая может не выдержать самолетов, на поезде ехать двое суток тоже тяжело, да еще и неизвестно когда это состоится. Поэтому я снова откладываю все свои дела, свою работу, свои планы, которые опять резко убрали на последний план словами «кроме тебя у нас никого нет», и неизвестно сколько должна буду провести на севере, может две недели, может три, может месяц. А все потому что «кроме тебя у нас никого нет». Меня эти слова так достали, что я слышу их как приговор, потому что это буквально сковывает меня по рукам и ногам. У меня нет выбора, я должна лететь обязательно, иначе «ты что, хочешь чтобы мама/папа умер??» или «мы что много тебя просим?», хотя действительно было много. Я ощущаю себя от этого так паршиво. Я переживаю за родителей, мне не плевать на их здоровье, но меня так раздражает что я постоянно, каждый раз откладываю то, что так старательно стараюсь построить, спланировать, сходить, сделать, и должна просто безвыходно повиснуть на здоровье родителей и прибегать по каждому зову. Я знаю что им тяжело, но я не могу перестать на это злиться. Я не эгоистка, я приезжала даже если у меня были планы, даже между экзаменами в университете я приезжала помогать. Я же не виновата что кроме меня никого нет, я просто устала быть единственным ребенком, единственным на кого можно положиться, единственным кроме кого никого нет. Мне еле исполнилось 20, в начале мая, почему на меня навалилось то, что мне совсем не по возрасту. Мои сверстники тоже женятся, выходят замуж, но они вместе летают отдыхать, ходят в бары, гуляют, отдыхают после сессии, находят работу, проводят время с друзьями. А я езжу на север уже несколько раз, помогать больным родителям по первому зову, потому что «расставь приоритеты, что важнее мама/папа или твои планы?», пытаюсь налаживать работу, собственное здоровье и просто выгораю от того что у меня нет выбора, лететь или не лететь, и я не смогу уехать оттуда когда захочу. Я хочу проводить время с мужем, работать, ходить гулять. Я тоже хочу жить как мои сверстники, я не хочу ощущать себя на 35+, с проблемами которые навалились на меня совсем не по возрасту
Никишкина Анастасия

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте! Прочитала Ваш пост на одном дыхании, и мне очень больно от того, что Вам приходится это переживать в таком юном возрасте. Хочу сразу сказать главное: Ваши чувства нормальны. Вы не эгоистка, Вы не плохая дочь и уж точно не виноваты в том, что обстоятельства сложились именно так.
Человек в 20 лет не должен, да и не оснащен, тащить на себе судьбу двух взрослых людей без посторонней помощи. Это не «долг», это нетипичная, чрезвычайная ситуация, которая требует стратегии. Очень сложно вывезти это на одной только самоотверженности.
Вот несколько мыслей и советов, которые я надеюсь, могу быть полезны:
1. Отношение к ненавистной фразе про «кроме тебя никого нет» Эта фраза — классический эмоциональный крючок. Когда она звучит, родители транслируют чаще всего свой страх одиночества и беспомощности.
Реальность: Если Вы сломаетесь физически и психологически, помочь станет абсолютно некому. Ваша позиция: Ваша устойчивость — залог их выживания в долгосрочной перспективе. Вам нужно «заряжаться», чтобы иметь силы помогать дальше. Что можно ответить: «Именно поэтому мне важно беречь себя, чтобы я могла помогать дольше».
2. Введите понятие «ограниченной доступности» Сейчас у Вас режим «дежурства по первому зову», и это истощает возможность строить жизнь. Можно попробовать перевести общение в режим «по плану».
Не бойтесь говорить: «Я приеду [конкретная дата] и останусь до [конкретная дата]. Потом мне нужно вернуться на работу, иначе я потеряю место». Отсутствие конкретики («неизвестно когда», «по звонку») держит Вас в хроническом стрессе. Настаивайте на планах врачей и четких сроках реабилитации. Спросите в больнице напрямую: какой срок госпитализации реально ожидается?
3. Ищите внешнюю подмогу (это не предательство) Вам может казаться, что помощь чужих рук = неуважение или отказ от заботы. (или Вам могут сказать это родители). На деле — это спасение всей семьи.
Обратитесь в соцслужбы (ОПЗ или отдел опекииные варианты) — положено ли пособие по уходу, социальные работники? Посмотрите частные агентства сиделок. Даже если нанять человека только на ночь или на несколько часов в день для быта, это снимет огромную нагрузку. Есть ли возможность попросить помощи соседей за умеренную плату и близкидальних родственников?
Скажите родителям прямо: «Если я буду делать всё сама, через месяц я упаду. И тогда кому Вы сможете позвонить?».
4. Сохранение собственных отношений В такой ситуации часто возникает разлом между парой. Ваш муж сейчас помогает с крышей — это дорогого стоит. И тем не менее в вашем загрузе Вы можете потерять контакт и поддержку. Говорите ли Вы часто? Есть ли пространство в диалоге где присутствуете только Вы, или тема родителей перекрывает все? Договоритесь о времени строго для двоих.
5. Позвольте себе чувствовать гнев Вы пишете: «не могу перестать на это злиться». Вы имеете на это полное право. Гнев здесь — здоровый инстинкт самосохранения. Он сигнализирует: «границы нарушаются». Психика пытается защитить Ваше «Я» от поглощения чужой болью и ответственностью за не вашу жизнь, быт и рутину.
Не пытайтесь подавить его гнев виной. Попробуйте перенаправить его в русло действий: установка границ в ваших взаимоотношений: Рамки взаимодействия, ваши реальные возможности.
6. План-минимум на ближайший месяц Попробуйте составить расписание, где есть место Вам:
Работа Нельзя терять клиентов полностью. Договоритесь об отпуске. Попробуйте забить свое расписание к Вашему возвращению, если это возможно. ( Не было нюансов вашей практики, потому тут только предположения). Что вы можете сделать для компонования вашей работы по загруженности и не лишиться зароботка.
Дни отдыха Определите день или дни в неделю когда вы можете не быть постоянно "на телефоне" с родителями, если это возможно.
Личная терапия Если это возможно - найдите специалиста по работе с семейными кризисами. Вам нужен человек на Вашей стороне. (отдельно можно рассмотетреть специалиста по семейной терапии, что предполагает работу и Вас и ваших родителей: ибо вашему отцу тоже не помешало бы услышать и сохранять ваши границы и при этом получить поддержку)
Литература, которая, надеюсь, Будет полезна:
-«Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» Линдси Гибсон
-«Границы» Генри Клауд
То, что происходит с Вами — это не просто сложный период. Это системный кризис, требующий структурных изменений, а не временных жертв.
Помощь родителям — благородное дело. Но если цена этой помощи — Ваша жизнь целиком, то в долгосрочной перспективе никому не станет легче. Даже они сами заслуживают иметь сильного союзника в Вашем лице, а не обессиленного борца.
Ищите поддержку. Устанавливайте границы. Берегите себя. ❤️