Как изменить отношения с мамой? - консультация психолога

Раньше мы с мамой были очень близки. Постоянно ходили куда-то (кино,театр, выставки, цирк). Когда мама познакомилась с отчимом,  отношения с мамой не изменились, мы втроём стали одной семьёй. Когда я пошла в школу, мама часто ругала за неаккуратность, занималась со мной дополнительно, водила на кружки, пыталась сделать из меня вундеркинда. Постепенно в наших отношениях стали пропадать "близкие ритуалы". Сначала я перестала спрашивать маму перед сном, о чем мне помечтать, т.к она сказала, чтобы я перестала так часто ее об этом спрашивать. Я перестала целовать ее перед сном, т.к. мы стали часто ругаться(точнее она на меня). Я стала ее бояться, потому что она толкала меня, тыкала пальцем в голову, тетради и учебники летали по комнате, когда у меня были проблемы с уроками.Мама стала чаще кричать на меня, что я неряха, бессовесная. Постепенно начала во время криков употреблять нецензурную лексику. Резко делала мне замечания, если я  что-то делала не так. Например, я наливаю воду в бутылку и часть проливается на стол, мама приходит и начинает кричать:"Ты не видишь, что ты делаешь?! Куда ты льёшь?!"или я случайно, когда готовила, просыпала муку  на стол, начинается: "Посмотри, на стол насыпала! Что ни попросишь сделать или не сделаешь, или сделаешь кое-как" Сейчас мне 15, с мамой поговорить не о чем. Часто сидим в разных комнатах. Из-за того, что я ещё лет с семи начала бояться маму, не могу перестать ей врать. Она из-за этого наказывает меня. С утра пока, хорошего дня и днём привет, в школе нового ничего нет- вот и весь разговор. Из-за плохого зрения, мама не разрешает долго сидеть в телефоне. Но так получается, что когда она заходит в комнату, я отвечаю на сообщения. "Отлипни от своего телефона! Итак нихрена не видишь!"-говорит мне мама. Из-за этого я быстро выключаю экран и отталкиваю телефон, или прячу то, что она не должна увидеть. заметив возню мама говорит:" Что ты постоянно прячешь? Постоянно прячет что-то, скрывает ото всех и думает, что никто не видит! Ты что, в детдоме выросла?!" Часто мама упрекает меня, что я якобы каждый день хожу в одинаковой одежде."Выберешь себе 2 любимые кофты, и ходишь!" Упрекает в том, что у меня нет вкуса в одежде, что я не хожу в кружки(доп.занятия). Говорит:" Вот посмотри Галя фигурным катанием занимается, Злата куда-то ходит. У всех дни по часам расписаны, а ты как засядешь дома и не вылезешь. У всех подруги, все гуляют. А у тебя одна Куколева(которая на меня дурно влияет), в кино даже не с кем сходить!" Хотя я довольно часто выхожу из дома. Ставлю пароль на телефоне, чтобы мама в нем не лазила, опять крики. Постепенно я привыкла и к ста рублям убытка, и к бестолочи, и упрекам. Но самое главное, что я никогда, НИКОГДА не кричала в ответ, не оправдывалась, терпела крики, научилась плакать тихо, чтобы мама не услышала, потом училась вообще не плакать, когда меня ругали. Училась стоять и выслушивать, несмотря на злость и кипение чувств в душе. И научилась. Сейчас иногда огрызаюсь в ответ тихим и твердым голосом. С ровной спиной и поднятой головой выслушиваю оскорбления. Да иногда больно, но не так как раньше. Заступаюсь за двухлетнюю сестру,делаю все, чтобы она не повторила мою судьбу. Скоро родится еще одна сестра, и я рада этому. За пятнадцать лет мне кажется, что я прожила сто. Я как старушка, которая с неодобрением смотрит на слишком короткие юбки и  вульгарный макияж. Да у меня не много друзей, но зато верные и проверенные, да у меня свой стиль в одежде, да я хожу только в спортзал, да я делаю что- то неаккуратно, но результат отличный. Мама этого не видит.Это ещё  не всё, но просьба одна. Помогите мне, пожалуйста советом, как, если не полностью, то хотя бы чуть-чуть наладить отношения с мамой
Булкина Наталья

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Анастасия писал(а): Раньше мы с мамой были очень близки. Постоянно ходили куда-то (кино,театр, выставки, цирк). Когда мама познакомилась с отчимом, отношения с мамой не изменились, мы втроём стали одной семьёй. Когда я пошла в школу, мама часто ругала за неаккуратность, занималась со мной дополнительно, водила на кружки, пыталась сделать из меня вундеркинда. Постепенно в наших отношениях стали пропадать »близкие ритуалы». Сначала я перестала спрашивать маму перед сном, о чем мне помечтать, т.к она сказала, чтобы я перестала так часто ее об этом спрашивать. Я перестала целовать ее перед сном, т.к. мы стали часто ругаться(точнее она на меня). Я стала ее бояться, потому что она толкала меня, тыкала пальцем в голову, тетради и учебники летали по комнате, когда у меня были проблемы с уроками.Мама стала чаще кричать на меня, что я неряха, бессовесная. Постепенно начала во время криков употреблять нецензурную лексику. Резко делала мне замечания, если я что-то делала не так. Например, я наливаю воду в бутылку и часть проливается на стол, мама приходит и начинает кричать:»Ты не видишь, что ты делаешь?! Куда ты льёшь?!»или я случайно, когда готовила, просыпала муку на стол, начинается: »Посмотри, на стол насыпала! Что ни попросишь сделать или не сделаешь, или сделаешь кое-как» Сейчас мне 15, с мамой поговорить не о чем. Часто сидим в разных комнатах. Из-за того, что я ещё лет с семи начала бояться маму, не могу перестать ей врать. Она из-за этого наказывает меня. С утра пока, хорошего дня и днём привет, в школе нового ничего нет- вот и весь разговор. Из-за плохого зрения, мама не разрешает долго сидеть в телефоне. Но так получается, что когда она заходит в комнату, я отвечаю на сообщения. »Отлипни от своего телефона! Итак нихрена не видишь!»-говорит мне мама. Из-за этого я быстро выключаю экран и отталкиваю телефон, или прячу то, что она не должна увидеть. заметив возню мама говорит:» Что ты постоянно прячешь? Постоянно прячет что-то, скрывает ото всех и думает, что никто не видит! Ты что, в детдоме выросла?!» Часто мама упрекает меня, что я якобы каждый день хожу в одинаковой одежде.»Выберешь себе 2 любимые кофты, и ходишь!» Упрекает в том, что у меня нет вкуса в одежде, что я не хожу в кружки(доп.занятия). Говорит:» Вот посмотри Галя фигурным катанием занимается, Злата куда-то ходит. У всех дни по часам расписаны, а ты как засядешь дома и не вылезешь. У всех подруги, все гуляют. А у тебя одна Куколева(которая на меня дурно влияет), в кино даже не с кем сходить!» Хотя я довольно часто выхожу из дома. Ставлю пароль на телефоне, чтобы мама в нем не лазила, опять крики. Постепенно я привыкла и к ста рублям убытка, и к бестолочи, и упрекам. Но самое главное, что я никогда, НИКОГДА не кричала в ответ, не оправдывалась, терпела крики, научилась плакать тихо, чтобы мама не услышала, потом училась вообще не плакать, когда меня ругали. Училась стоять и выслушивать, несмотря на злость и кипение чувств в душе. И научилась. Сейчас иногда огрызаюсь в ответ тихим и твердым голосом. С ровной спиной и поднятой головой выслушиваю оскорбления. Да иногда больно, но не так как раньше. Заступаюсь за двухлетнюю сестру,делаю все, чтобы она не повторила мою судьбу. Скоро родится еще одна сестра, и я рада этому. За пятнадцать лет мне кажется, что я прожила сто. Я как старушка, которая с неодобрением смотрит на слишком короткие юбки и вульгарный макияж. Да у меня не много друзей, но зато верные и проверенные, да у меня свой стиль в одежде, да я хожу только в спортзал, да я делаю что- то неаккуратно, но результат отличный. Мама этого не видит.Это ещё не всё, но просьба одна. Помогите мне, пожалуйста советом, как, если не полностью, то хотя бы чуть-чуть наладить отношения с мамой
Анастасия, здравствуйте. Вы добрая и умная девушка. У Вас все будет хорошо и отношения с мамой постепенно наладятся. Простите свою маму, хотя говорят, что мы не можем прощать родителей, а только родители нас могут прощать. Я со своей стороны прошу у Вас прощения за Вашу маму, т.к. в вашем письме многое откликнулось из взаимоотношений с моей дочерью - резкая критика и безаппеляционность, сравнение с подругами и душевная нечуткость. Ваша мама сейчас занята с маленькими детьми (готовится к рождению ребенка). Ей не до Вас. Но Вам по-прежнему нужна ее любовь. Сделайте первый шаг, не замыкайтесь в себе. В ваших теперешних отношениях есть доля и Вашей вины. Да, Вы не грубили и не перечили маме, но всем своим поведением Вы показывали, что будете делать так, как считаете сами правильным. Юношеству это свойственно, у вас период негативизма и самоутверждения. Не противопоставляйте себя маме, отчиму, а Помогите маме в работе по дому или с младшей сестрой, не противопоставляйте себя им. Вы - одна семья. С уважением,
Наталья Булкина, психолог