Профессиональное выгорание или депрессия - консультация психолога

Здравствуйте. Я работаю учителем в школе. Веду информатику у 5-11 классов и алгебру и геометрию у одного 9го. В последнее время заставляю себя идти на работу через силу. Мне не доставляет радости моя работа. Добираться до неё мне приходится час. При этом 20 минут на транспорте и остальной путь пешком. Из-за этого я вынуждена каждый день вставать в 5 утра. Младшего ребёнка отвожу в садик недалеко от дома, потом еду на работу с двумя другими детьми - они учатся в этой же школе. Каждое утро для меня стресс. Встать, всех накормить, одеть и развести. Потом работа. Иногда до 17:00. Суббота до 15:00. Кроме того наша школа на ремонте и мы-учителя вынуждены скитаться между двумя другими школами, по которым распределили детей. В таком режиме с сентября. У меня нет компьютерного класса, т.к другие школы нам не дают им пользоваться. Мне приходится на пальцах объяснять детям практику. Я устала. Кроме того 9ый класс просто ужасный. Ничего не хотят, орут и хамят. Я не хочу к ним идти( хочу работать с удовольствием. Но и уйти боюсь. Боюсь, что детей моих будут принижать в школе, если я уйду. А мне постоянно хочется лежать, спать, на больничный. С вечера перед работой начинается паника, что завтра опять вставать в 5 и бежать-бежать. Зарплата мизерная, морального удовлетворения нет. Мне кажется, я даже не сплю. Проваливаюсь в сон вечером и сразу утро. Рано ложиться не получается - у меня 3 детей, требующих внимания. Что делать, я не знаю. Хочется выпить таблетку, от которой появятся силы и радость жизни. К психологу идти нет возможности - очень дорого. Психиатра в поликлинике нет. Прошу совета...
Булкина Наталья

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Анна
Здравствуйте, уважаемая Анна. Мне по человечески очень жаль Вас. Вы работаете, чтобы существовать, а существуете, чтобы работать. Это неправильно и несправедливо. Я Вас понимаю и попробую Вам помочь. Вы пишите, что работаете в школе и Вам неудобно добираться до нее. Можно ли подыскать школу поближе к дому? Сейчас в школах много учительских вакансий, у нас в Ростове -на -Дону, точно. В середине года могут требоваться учителя математики, русского языка, да в принципе, любого предмета. Посмотрите в интернете. Если в школе есть вакансия, информация об этом сразу выкладывается в интернет. Это первое. Второе. Если Вам очень тяжело работать в 9 классе, напишите заявление и откажитесь от класса. В этом нет трагедии. Объясните ситуацию директору, может, Вам дадут другой класс или другую нагрузку, или вообще, попросите нагрузку уменьшить. У Вас трое несовершеннолетних детей, один из них дошкольного возраста. У ВАС статус многодетной семьи. По законодательству Вам положен гибкий график. Если директор не пойдет Вам на встречу, напишите заявление в районо или гороно.
Не надо бояться, что Ваших детей будут принижать в школе. Это необоснованно. Есть ли у Вас муж? Помогает ли он по дому или Вы- мать-одиночка? Тогда тем более, Вам необходима поддержка.
Если найдете место учителя математики и информатики в школе с человеческими условиями, увольняйтесь не медля. Если нет ничего подходящего, придется год доработать, тогда хотя бы откажитесь от 9 класса, только мотивируйте отказ (тяжело, нет условий, плохой контакт, отсутствие дисциплины). Не бойтесь репрессий. Вам нечего терять. На Ваше место не много будет желающих. Подумайте о своих детях. Им нужна мама здоровая, доброжелательная.
Наталья Булкина, психолог
Анна
Пользователь
Ответ для: Булкина Наталья
Наталья, здравствуйте. Благодарю Вас за ответ. Беда моя наверно в том, что я очень ценю наш коллектив, т.к он очень дружный. Директор тоже очень хорошая, но мягкая со всеми. На жалобы на 9 класс отвечает, что "что поделать, надо терпеть. Да, с ними сложно." Там большинство детей без мамы или папы, брошенные, неблагополучные и никому не нужные. Поэтому самовыражаются так. Я честно пыталась что-то изменить, пойти им на встречу, но увы. Боюсь, что сейчас не подпишут мне отказ от них, т.к ОГЭ по математике впереди. А готовить их будет некому. Школу ближе к дому найти можно. Вопрос только в том, отпустят ли меня. Директор конечно не виновата, что ремонт власти затянули. А сдать нашу школу должны были в декабре. У властей как всегда море отговорок. А учителя тоже не железные( Муж у меня есть) Помогает, когда есть возможность. Работает почти без выходных. Обычно я ухожу на работу, когда он ещё спит, а он приходит, когда я уже сплю. Со своим графиком, дождаться его у меня не получается(
Кузнецова Елена
Психолог
г. Ялта
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте! А вы не пробовали зарабатывать репетиторством? Писать контрольные платно и работать из дома вообще? Судя по всему у вас богатый преподавательский опыт, который не останется не восстребованным. Жизнь идёт к тому, что все он лайн, и возможно это один из вариантов. Попробуйте зарегистрироваться на сайте репетиторв, и не одном. С таким темпом и астенией, вы вскоре не только вашим детям, но и себе помочь не сможете. К тому же убиваться так за мизерную зарплату вообще нет смысла. Дети чувствуют ослабленного человека и используют ситуацию, чтобы самоутвердиться. Противостоять им значит вложить ещё массу своих ресурсов. У вас не происходит восстановления даже во время сна. Вы пьёте витамины? С такими нагрузками вам нужно усиленное питание и витамины. Можно узнать, сколько вам лет? Задумайтесь о координальных переменах. Вашим детям нужна сильная и здоровая мама, а школа это явно не то место, где можно оздоровиться или заработать. Сейчас в идеале вам нужна работа на дому. Чтобы иметь возможность никуда не бежать и отдохнуть, когда хочется. Проблема в том, что перемен хочется, но что то менять страшно. Поэтому все остаётся на местах до полного истощения. Но вещи не начнут меняться, пока мы не начнём их менять
Анна
Пользователь
Ответ для: Кузнецова Елена
Здравствуйте, Елена. Спасибо за ответ! Мне 37 лет. Витамины пью магний, калий, пила мильдронат, так как без него сил нет работать. Но он вызывает нервное перенапряжение, поэтому отказалась от него. Пед опыт у меня не очень большой: в 2010-2012 преподаватель института, потом с 2019 школа. На дому работала) почти 13 лет писала курсовые и дипломы. Стало сложно находить клиентов. Газетные объявления сейчас никто не читает, в интернет все платформы запретили публикацию таких объявлений. Можно конечно запустить сайт, но нужно время на его раскрутку. У меня есть опыт в совершенно разных сферах. 5 лет работала в школе танцев с детским коллективом. И в школу пошла потому, что нравится работать с детьми. Надеялась, что смогу там развиваться, открыть кружки. Но попала на ремонт и вот - не то, что развития, даже помещения своего нет. Глобальное разочарование. Порой думаю, может я просто жалуюсь? Ведь другие работают. Так же бегают наши учителя по 2 школам, так же терпят выходки 9го класса, порой до слез. Правда они живут рядом с работой и детей маленьких ни у кого нет... А я разрываюсь. Очень хочется побольше времени уделять детям, но не успеваю. То сайт учителю надо сделать, то тетради, впр, ОГЭ и т.д.
Кузнецова Елена
Психолог
г. Ялта
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Понимаю вас, но это каторга. А женщине, как ни крути, нужно время и на себя, чтобы хорошо выглядеть. У вас прекрасный возраст. С вашим умом и целеустремленностью можно поискать варианты.
Анна
Пользователь
Ответ для: Кузнецова Елена
Спасибо большое, Елена, за совет и поддержку! Буду стараться менять свою жизнь.
Гуменникова Светлана
Психолог
г. Гомель
Гештальт-терапия
Ответ для: Анна
Здравствуйте, Анна. Ситуация у Вас объективно сложная, здесь возможно и выгорание, и депрессия. И, похоже, оказались Вы в ней в результате долгой истории выборов не в свою пользу. Предполагаю, что Вам сложно и страшно отказывать и заявлять о своих правах, претендовать на что-то лучшее. К сожалению, если продолжать двигаться в таком направлении, ситуация будет лишь усугубляться. Но сейчас Вы находитесь в кризисном моменте, и в этом есть своя позитивная сторона: возможность изменить привычный ход вещей. Вы решились просить о помощи здесь, и это уже шаг в направлении заботы о себе, которой так не хватает в Вашей жизни. Сейчас очень важно не останавливаться и продолжать делать такие шаги. И помнить о том, что только Вы сама чувствуете, понимаете и решаете, когда в Вашей жизни наступает тот момент, когда Вы не готовы больше терпеть, а готовы идти на новые, непривычные и рискованные действия. Да, Вы можете испортить с кем-то отношения, но задайте себе вопрос, как много Вы от них получаете в действительности и та ли это цена, что Вы готовы заплатить за жизнь, в которой есть место удовольствию, интересу и отдыху.
Анна
Пользователь
Ответ для: Гуменникова Светлана
Здравствуйте, Светлана. Большое спасибо за Ваш отклик. Я и сама понимаю, что почти дошла до предела. И благодаря Вашим ответам начинаю понимать, что надо что-то менять и переставать бояться. Уже месяц ловлю себя на том, что полное истощение у меня, как правило, наступает после двух недель работы. Сразу хочется на больничный... Раньше и больничный брать боялась - ведь работать будет некому. А сейчас уже поняла, что здоровье дороже, и свое, и детей. Без работы я в любом случае не останусь. Я не привередлива) Но менять жизнь/работу надо. Эмоционально-психологическая выжатость уже надоела.
Булкина Наталья
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Анна
Уважаемая Анна. У Вас на самом деле много вариантов решения проблемы. Вы пишите, что у вас ы школе дружный коллектив. Если ваши коллеги - люди понимающие, притеснять ваших детей после Вашего увольнения они не должны. Может, Вы боитесь, что детей будут притеснять одноклассники? Учите своих детей держать свои границы и не давать себя в обиду, и тогда их никто не будет притеснять.
Другой вариант - уволиться и перевести детей в ту школу, куда сами уйдете. Вы пишите, что директор - хорошая, добрая женщина, но по закону она не имеет права Вас не отпустить, может уговаривать остаться, но не отпустить не имеет права.
Можно собраться с силами, доработать до конца года, уйти в отпуск и написать заявление на последующее увольнение, только предварительно подыскать другое место работы. Можно остаться в этой школе, когда после ремонта все вернется на круги своя. Только не берите все часы, что Вам предлагают. Если Вы работаете ежедневно до 17.00, а в субботу до 15, У Вас должно быть не менее 2-х ставок. Сократите нагрузку, занимайтесь частно с детьми. Уставать будете меньше, а доход будет выше.
В любом случае, так как Вы живете сейчас, жить нельзя. У Вас не остается сил на своих детей, мужа, себя. Дети ваши недополучают от измученной мамы любви, тепла. Они могут вырасти со склонностью к разным формам зависимости, которые компенсируют им недополученную любовь и уменьшат внутреннее беспокойство. Ваши трудовые подвиги никто не оценит, да они никому и не нужны. Страдают Ваши близкие и Вы сами. Вам нужна реальная помощь. Но помочь себе можете только Вы сами. Полюбите себя и свою семью. Начните о ней заботиться не работой в школе до полной отключки, а вниманием и теплотой к своим близким, уютным домой, куда хочется приходить и любовью. Подумайте, что для этого Вы можете сделать. Вы же математик, у Вас развито логическое мышление. Пока в Вашем поведении и образе жизни мало логики. Поменяйте жизненные приоритеты.
Вам удачи, любви к себе и своей семье.
Наталья Булкина, психолог
Анна
Пользователь
Ответ для: Булкина Наталья
Благодарю Вас, Наталья. Буду стремиться к изменению себя и своей жизни. Буду выходить из положения. Скорее всего и правда откажусь от 9 класса. Доплата за него крайне маленькая, а сил уходит масса. У меня при таком графике 1,5 ставки. Одна информатики и 0.5 математики. Но на меня ещё вешают кучу замен за болеющих и уволившихся(
Гуменникова Светлана
Психолог
г. Гомель
Гештальт-терапия
Ответ для: Анна
Рада за Вас и думаю, что Вы на верном пути! Временное снижение напряжения через регулярные больничные - это опасный путь. Вы заслуживаете заботы о себе не только будучи больной.