Истерики ребенка при стрижке и лечении зубов - консультация психолога

Здравствуйте! Сыну 3,5 года. Никаких неврологических диагнозов у него нет. Есть особенности (громкие звуки, стрижка и лечение зубов), по поводу которых и хочу проконсультироваться. С самого рождения остро реагировал на громкие звуки, работу перфоратора у соседей,  к примеру. Никаких травмирующих ситуаций у нас не было. И сейчас если соседи что-то сверлят или ремонтируют с громкими звуками - сын буквально рыдает, еле удается его успокоить, в основном, когда эти звуки заканчиваются. Когда начали стричь его дома примерно около двух лет, перед телевизором, просто ножницами - истерил так, что невозможно было закончить стрижку. В парикмахерских были с тех пор несколько раз, и в обычных, и в детских, результат разный, то нормально стригся, то верещал и извивался, при этом кричит, что ему больно. В последний наш визит в детскую парикмахерскую, где и кресло-машинка, и перед телевизором, сын поиграл в игровой зоне парикмахерской, а когда дошло дело до стрижки - начал так орать и истерить, слезы градом, под конец стал замахиваться на девушку-парикмахера, кричал ей, чтобы она отстала от него и ударил несильно. После этого парикмахер сказала, что такие невоспитанные клиенты ей не нужны, говорила мне, что я ращу невоспитанного сына и т.п. Но в разговорах с сыном он со всем соглашается, все понимает, а как доходит дело именно до этих травмирующих его ситуаций - впадает в истерику и никакие разговоры в этот момент не могут его успокоить.
Отдельная тема - посещение стоматолога. Недавно начали портиться зубы, начали ходить к стоматологу. Я все объясняю сыну, он со всем соглашается, лечили 2 раза зубы. Во время сверления рыдал. Теперь страх закрепился и прийти к стоматологу, открыть рот и даже сделать укол сын соглашается. Но теперь это максимум, что можно сделать. Потому что когда наступает сверление - сын начинает истерить, дергается, извивается. Врач говорит, что так лечить не может. Сын говорит, что попробует еще, но когда именно начинают сверлить - опять никак. В конце концов врач говорит, что больше пробовать не будет (после 6 попыток примерно). Вначале я думала, что может найти другого врача, который найдет подход и сможет уговорить. Мы за последние 2 месяца обошли 6 мест, и везде такая ситуация. В некоторых стоматологиях врач говорила, что или держите, раз не дается, или лечите под общим наркозом.  Что вы посоветуете в такой ситуации?
Еще поясню, что я совсем не сторонник насильственных действий, у меня есть старшая дочка, с которой таких проблем не было, она спокойно лечила зубы. Еще уточню, что ходим в платные стомалогии, где должны находить подход к детям. Но мне все говорят после того, как мы уходим после укола так и не полечив зубы, чтобы я лучше готовила ребенка. А я уже все перепробовала.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Юля. Вы описываете совершенно обоснованные переживания ребенка. Дети в силу своей особенности слышат звуки острее, чем взрослые. Конечно, парикмахер не смогла найти подход к ребенку и защищая отсутствие своего всемогущества, повела себя агрессивно, напав на вас по поводу воспитания. С вами совершенно согласна, что насилие опасно для ребенка, приятно то, что вы утешаете, что заботитесь о сыне. Ваш сын видит, что сестру не уменьшают, не обрезают ей волосы и хочет быть тоже большим, как и сестра, а может быть и ей, девочкой. Скорее всего ваш сын неосознанно соперничает с вашей старшей дочерью (семья это множество отношений и заочная консультация дает направление для поиска причины проблемы, мне не известны ваши отношения с мужем, с родителями).