Должен ли я в этой ситуации - консультация психолога

Ситуация такая. 25 лет назад мама помогла мне купить квартиру (половину добавила она) (без условий). Спустя это время, я продал эту квартиру и мама заявила, что я ей должен сумму половины стоимости квартиры (с учетом инфляции 5-ти кратная сумма). И еще момент. Недавно я попросил ее подойти к банку и ожидать меня, она ожидала, потом оказалось что она упала, позже обследовали врачи сказали все норм, потом она стала говорить что теряет зрение. Обратились в клинику, сделали операцию на ее деньги на глаза. Спустя год она считает, что это все произошло по мой вине. Моей маме 82, мне 48. Хотелось бы услышать мнения психологов.
Шмыголь Ольга

Психолог
г. Екатеринбург
Системная семейная терапия
Ответ для: Влад
Здравствуйте, Влад!
Не очень понятно, в какой именно ситуации Вы хотите разобраться и что Вы должны маме: 1) сумму половины стоимости квартиры; 2) что Вы попросили маму подойти к банку, и она упала; 3) что у нее начались проблемы со зрением; или 4) что сделали операцию на ее деньги? Уточняли ли Вы у мамы, что именно произошло по Вашей вине и почему она так считает.
Данные вопросы можно обсудить с мамой, проговорить ей свои чувства и переживания, чтобы она смогла Вас лучше понять:
Цитата: 25 лет назад мама помогла мне купить квартиру (половину добавила она) (без условий)
Вы пишите, что условий никаких с ее стороны не было, тогда можно обсудить с ней вопрос: почему именно сейчас после продажи квартиры возникло такое условие?
Цитата: я попросил ее подойти к банку и ожидать меня, она ожидала, потом оказалось что она упала, позже обследовали врачи сказали все норм
С Вашей стороны было действие, которое привело ее к падению? Видимо, нет, раз Вы этого даже не видели и не знали. Так могло случиться с ней в любом другом месте. К тому же, Вы пишите, что врачи провели обследование, и сказали, что все нормально.
Цитата: потом она стала говорить что теряет зрение
Здесь можно только предположить, почему так случилось: то ли это последствия того, что она упала, то ли это особенности состояния ее здоровья, то ли это возрастные изменения, то ли еще что-то. Не могу связать это как-то с Вашей фигурой.
Цитата: сделали операцию на ее деньги на глаза
Здесь важно понимать, кто принимал решение платить: это было ее желание или Вы как-то обсуждали этот вопрос (к сожалению, подробно Вы не написали об этой ситуации). Если с Вашей стороны было обещание оплатить операцию, но Вы его по каким-то обстоятельствам не выполнили, то для того, чтобы снять с себя чувство вины, можно материально компенсировать это. Если такого обещания не было, то здесь интересно было бы поисследовать, почему у Вас возникает чувство вины перед матерью - это можно сделать в процессе психотерапии в работе с психологом.
С уважением, психолог Шмыголь Ольга. Консультации очно и онлайн. Запись по тел. +7 (912) 61-53-175 (WhatsApp/Viber/Telegram)
Влад
Пользователь
Ответ для: Шмыголь Ольга
Вы все верно рассудили. У меня высокое чувство справедливости наверно, и мне обидно выслушивать это от нее. При попытке разобраться она начинает плакать и уходит от разговора, считает себя правой во всем без обсуждения - у нее своя правда как она говорит. Я ей ничего не обещал и ни о чем уговоров не было. Операцию делали - решение принимали Брат, Сестра, Мама и я. Но спустя время она мне выдает такое, что я виноват в случившемся. У меня не чувство вины, у меня чувство несправедливости, и меня интересовало мнение людей со стороны и даже больше професионалов.
Цитата: Вы пишите, что условий никаких с ее стороны не было, тогда можно обсудить с ней вопрос: почему именно сейчас после продажи квартиры возникло такое условие?
Потому что она просто хочет денег, и считает что я ей должен в обоих случаях - таково ее мнение. Последние полтора года она была на моем содержании (свои деньги не тратила вообще в том числе и пенсию), жила со мной. Теперь живет у сестры (содержание теперь на всех троих). Потому как мое терпение лопнуло.
Шмыголь Ольга
Психолог
г. Екатеринбург
Системная семейная терапия
Ответ для: Влад
Цитата: мне обидно выслушивать это от нее
Спасибо за пояснение того, что Вы испытываете в данной ситуации. Действительно, бывает очень обидно, когда мы заботимся о другом человеке, а в ответ слышим упрёки. Теперь становится понятно поведение Вашей мамы:
Цитата: Но спустя время она мне выдает такое, что я виноват в случившемся.
Обвинение другого - это отличная манипуляция, и понятно, почему она это делает:
Цитата: Потому что она просто хочет денег
Или, возможно, ей хочется как-то "привязать" Вас к себе "долгом", тем более, что сейчас она живет не с Вами, или "наказать" Вас.
Важно понимать что то, что вкладывают в нас наши родители за всю жизнь (деньги, время, личные ресурсы, энергию и т.п.), мы не сможем им отдать при всём нашем желании. Да, и будет это нарушением жизненного баланса - родители вкладывают в нас, а наша задача передать это следующему поколению. Отдавая "долг" родителям, мы словно поворачиваем реку вспять, пытаемся им вернуть то, что когда-то дали нам, и не живем своей жизнью, а это вызывает много негативных переживаний и расход собственной энергии.
Влад
Пользователь
Думаю все даже проще, так как я от нее никуда не убегаю и не отказываюсь, помогал и сейчас ей помогаю. Расскажу чуть больше. Нас в семь трое. Я младший. Старший брат с супругой (оба работают и дети двое тоже), дети уже взрослые живут отдельно. У сестры тоже семья младшему 17 лет (трое работают супруги и сын старший). И я отец одиночка (супруга умерла от рака, когда детям было 3 года) с двумя детьми 13 лет (сами понимаете). И вот сестра считает что это моя обязанность - забота о маме (так как по ее мнению родителя меня больше любили и надежда была на меня). Брат адекватнее (в свое время мама купила брату дом, но он не собирается ей ничего возвращать) но он понимает ситуацию. Сестра на данный момент забрала деньги у мамы, типа ей ничего не досталось от мамы. Мне типа мама помогла купить квартиру - деньги я ей вернул (по ее просьбе). В 16 лет мне подарили родительский дом (в сельской местности начали цепляться к нему), но на данный момент мы его поделили на троих, чтобы не было речи что родители только мои. После смерти папы я забрал маму к себе и содержал ее полтора года, брат и сестра не участвовали. Но пришло и их время и понеслось. А мама походу прицепилась ко мне, потому как нашла наверно мишень. В последние год два я стал больше зарабатывать (работаю без выходных и на работе и на дому фриланс) и у меня есть еще одна квартира, в свое время я инвестировал, так вот не дает покоя это сестре и маме, мама и ключи от квартиры этой просила но я отказал. У сестры на данный момент тоже есть вторая квартира, недавно купила. Я не смотрю и не завидую никому, но слышу это в свой адрес, типа мне легко. Когда пытаюсь спросить в чем мне легко, ответ- у нас своя правда без объяснений. От сестры тоже обвинения, что я плохо поступил с мамой и обманул ее в чем? Не оправдал надежды. Брат адекватно смотрит на ситуацию.
Шмыголь Ольга
Психолог
г. Екатеринбург
Системная семейная терапия
Ответ для: Влад
Цитата: в свое время мама купила брату дом, но он не собирается ей ничего возвращать
Цитата: Сестра на данный момент забрала деньги у мамы, типа ей ничего не досталось от мамы
Цитата: Мне типа мама помогла купить квартиру - деньги я ей вернул (по ее просьбе)
Цитата: мне подарили родительский дом (в сельской местности начали цепляться к нему), но на данный момент мы его поделили на троих, чтобы не было речи что родители только мои
Влад, судя по тому, что Вы написали, всё уже поделено и решения приняты, и Вы даже, насколько я поняла дали больше брата и сестры (деньги вернули, маму поддержали после смерти отца и содержали ее полтора года один, сейчас еще и помогаете дополнительно).
В ситуации с сестрой и мамой и их претензиями по отношению к Вам, рекомендую прислушаться к себе, к своим потребностям и интересам, и принимать решения исходя из этого. Попробуйте для себя лично ответить на вопросы: как Вы считаете, Вы плохо поступили с мамой? Вы ее в чем-то обманули? Исходя из полученных ответов, выстраивайте свои личные границы в общении с сестрой и мамой. Если Вы четко будете понимать, как с Вами обращаться точно нельзя, об этом легче будет сообщать окружающим.
Цитата: слышу это в свой адрес, типа мне легко.
Цитата: От сестры тоже обвинения, что я плохо поступил с мамой и обманул ее
"Никто ничего не может сказать про вас. Что бы люди ни говорили, они говорят про самих себя" (Ошо)
Влад
Пользователь
Вы все верно рассудили. Это даже начало заходить еще дальше, это вышло за пределы, тетя получив ложь так же обвинила меня и разорвала отношения со мной, не разобравшись в ситуации. Да пора уже говорить нет и т.д. Просто до этого я пытался восстановить справедливость, но это не получилось. Спасибо Вам за ответы!!!