умение говорить «нет» - консультация психолога

Здравствуйте! Как сказать "нет" человеку, чтобы не обидеть его? Дело в том, что у меня на работе сложилась такая ситуация, что мой начальник навесил на меня кучу дел, мотивируя это тем, что доверяет только мне и, что я безотказная, т.к. многие сотрудники позволяют себе показывать свой характер и прямо говорить: "Я это делать не буду!" Проанализировав ситуацию я поняла, что начальник взял меня на крючок хорошего ко мне отношения, что вот, мол, я всегда иду тебе на встречу, а ты... А я чувствую, что уже тону в море дел, которые я должна сделать все одновременно, в то время как другие особо не напрягаются. С детства я была научена слушаться старших бесприкословно и перенесла это во взрослую жизнь - раз начальник сказал, значит надо. У нас большинство сотрудников - люди молодого возраста, вот они то умеют говорить "нет" и не стесняются этого. Наверное это и правильно, только я так не умею. Я боюсь обидеть человека. Подскажите, пожалуйста, как мне быть?
Пустовойтова Елена

Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: ОЛЬГА
Ольга, здавствуйте! Вы заметили, что такой стиль поведения идет из Вашего детства , потому , чтобы в дальнейшем не попадать на подобные крючки, нужно с детскими моделями поведения разобраться и пересмотреть их. Это вполне реально, дело в том, что в детстве у Вас могло быть так, что именно такая модель поведения , была наилучшая на тот момент, ведь Вы зависели от старших, а сейчас же , Вы взрослая и есть много других вариантов для общения с другими людьми, в том числе и со старшими по званию. Чтобы пересмотреть модели поведения, Вы можете обратиться ко мне на онлайн консультацию, буду рада помочь.
А что касается этого конкретного случая, то здесь могу порекомендовать ответить в том же ключе, как и начальник с вами разговаривает. Он вам "сильно доверяет", потому грузит работой. Отплатите той же монетой, доверительно скажите ему, что работа для Вас занимает настолько значимое место, что Вы очень ответственно относитесь к каждому поручению, очень хорошо можете оценивать свои силы и сейчас понимаете, что есть ряд задач, которые Вам не под силам, у Вас нет времени чтобы качественно сделать их, а не качественно Вы не можете, ведь Вы очень ответственно относитесь к работе. И потому, чтобы не навредить компании, просите , снять с Вас несколько обязанностей. И что очень благодарны ему, за то что создал в общении между вами столь доверительную атмосферу, что Вы может откровенно с ним говорить, ведь только такому начальнику можно сказать о своих тревогах и трудностях. Другими словами, похвалите его и его компанию и поясните, что если вас грузить, то выполните плохо и этим навредите любимой работе. Если он будет настаивать, скажите, что знаете свой организм, если с такими переработкам начинаете работать, то начинает заболевать, от этого точно компания не выиграет. Все говорите в исключительно доверительном тоне, подчеркивая, как важно для вас возможность откровенно говорить с начальством.
С уважением, Елена
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Ольга! Что стоит за этим поведением - страх отвержения, Вы с детства привыкали быть удобной, чтобы окружающие принимали Вас, Вы старались им угодить (в том числе и родителям, в первую очередь эта модель поведения сформировалась в детстве, а Вы сейчас ей неосознанно следуете). Возможно, в детстве Вы ждали любви и принятия, но не встречали этого от родителей, поэтому, будучи ребёнком, Вы искали ответы - а что Вы должны сделать, чтобы это получить - так и формируется у ребёнка зависимые отношения. Он начинает верить в то, что от него зависят чувства другого человека, что в нём источник.
Сейчас, Вы задумались, Вы увидели, что во взрослом возрасте это поведение и эти выученные установки совсем не помогают достичь того, чего хотел ребёнок. Вы не сталкиваетесь с принятием, Вы просто привыкли быть удобной, но любви, тепла и принятия, уважения Вы так и не получили. Вы транслировали это во вне, свою уязвимость, страх отказать и люди, которые умеют манипулировать и для которых это нормально - начинают этим пользоваться, пользоваться Вашей слабостью.
В том числе и начальник - манипулирует - используя чувство вины - т.е. если Вы испытываете чувство вины, но не понимаете почему - это и есть манипуляция. Вы привыкли брать на себя ответственность за чувства других людей, Вы боитесь столкнуться с тем, что человек может отвергнуть Вас. К чему это приводит - к тому, что Вы не знаете, как же сказать "нет", но при этом не обидеть другого - это ловушка! Нужно разрешить себе испытывать другим людям ТО, что они хотят. Разрешить окружающим отвергать Вас, не любить - не в Вас источник их чувств. И не в их принятии Вас ключ Вашей самооценки, самоуважения и любви к себе.
Вам предстоит учиться проводить границы между собой и окружающими, выходить из этой зависимости от их мнения и оценки, переключаясь на себя, разрешая себе любить себя. Проработать те ограничивающие убеждения и установки, которые сформировались в детстве, проработать чувство ребёнка, который чувствовал свое одиночество.
Ольга, если решитесь начать работать с собой - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - 89118618416 - буду рада Вам помочь!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
ОЛЬГА
Пользователь
Большое спасибо за отклик и за совет!Ответ для: Пустовойтова Елена
ОЛЬГА
Пользователь
Большое спасибо за отклик! Со всем тем, что Вы написали, я согласна, но как изменить себя, если мне уже 50 и с таким поведением Я живу всю жизнь? ответ для: Шендерова Елена
Лазарев Валентин
Психолог
г. Москва
Рационально-эмотивная терапия
Здравствуйте, Ольга! Да, сказать "нет" руководителю бывает трудно, иногда и просто непосильно. От чего это происходит? Причиной может быть понимание сложности трудовой ситуации, без личного участия исправить, которую невозможно. Но в вашем случае условие невозможности отказа другое. Оно в особенностях вашего характера и возраста. Вы человек по характеру мягкий и добросовестный, настроенный на участие в делах и жизни других, возможно даже в ущерб своим интересам. Коллектив и руководитель распознали в вас эту особенность и стали Ее эксплуатировать. И все же, как сказать начальнику "нет" без организационных последствий? Первое, при очередном обращении о дополнительной работе, выходящей за установленный объём ваших должностных обязанностей скажите "нет", кратко, но твёрдо объяснив причину. Начальник с удивлением заметит твердость вашего характера и будет вынужден принять ответ. Второе, повторите вариант ответа, который рекомендует коллега Ольга Пустовойтова. Третье, укажите на возможность перенацелить запрос руководителя одному из молодых сотрудников, лучшему по вашему мнению. В любом случае, дайте понять руководителю, что ваша перегруженность объемами работы не пойдёт на пользу общему делу. И что вы готовы будете оказать поддержку сотруднику при возможности. Таким образом вы установите для руководителя и сотрудников ваши личные границы доступа, что поднимет авторитет в глазах работников, укрепит вашу самооценку.
Валентин
ОЛЬГА
Пользователь
Спасибо за ответ, буду стараться применить на практике.Ответ для: Лазарев Валентин
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: ОЛЬГА
Здравствуйте Ольга!
Могу предложить вам ещё один вариант ваших действий по выходу из того кризиса в котором вы оказались. Способ, который предложила вам Пустовойтова Елена можно использовать если у вас действительно очень хорошие, доверительные и даже дружеские отношения с вашим руководством. Но многие руководители живут по правилу «Дружба дружбой, а табачок врозь». Если ваш начальник видит, что вы «тянете» всю нагрузку, то ему, в интересах предприятия, выгодно просто сократить других сотрудников, а вас оставить в прежнем положении. Законы конкуренции вынудят его рано или поздно это сделать. Однако такой исход событий возможен в дальней перспективе, а вы сейчас страдаете от перегрузки и вам именно сейчас надо что-то предпринять. В ваших словах прозвучала обида на ваших коллег-сотрудников, которые работают, по вашим словам, меньше вас. Я советую вам не обижаться на них, и не стараться снизить свою нагрузку до их уровня. Этим вы сами обесцените себя, и свои возможности. Я вам предложу вариант наоборот, увеличить объем работ и объясню почему. После того, как вы попросите начальника увеличить нагрузку, у вас будет два варианта последствий.
Первый вариант, вы справитесь с большим объемом, у вас всё получится, и вы в вашем отделе будете вне конкуренции при следующем сокращении рабочих мест.
Второй вариант – вы не справитесь, и вы действительно утонете «в море дел». Смею вас заверить, что начальство само заметит, что у вас слишком большая нагрузка, и если оно вас ценит, то снизит до приемлемого уровня. В этом варианте вам не надо будет придумывать свои варианты, как объяснить начальству ваше желание снизить объем работ. Как говорят, «начальству виднее» и оно постарается урегулировать возникшие трудности своим умом, без подсказки со стороны подчинённых, которые иногда обижают вышестоящих начальников.
Вот такой ещё один вариант действий. Желаю вам правильно выбраться из возникших затруднений.
ОЛЬГА
Пользователь
Большое спасибо за совет.Ответ для: Тяпкин Иван