Поведение ребёнка - консультация психолога

Добрый день! Ребенку 3 года 10 месяцев. Ходит в детский сад, много говорит, много чего знает и умеет, хорошо читает, знает английский алфавит, считает, сообразителен и находчив, не конфликтный.Специально не учили, научился сам. Есть несколько моментов которые нам не понятны. 1) Не всегда отвечает на вопросы, ощущение, что он просто не хочет, хотя ответ знает. 2)Очень эмоционально себя ведет в общественных местах: бегает, кричит. В бассейне все детки плавают тихо, наш все комментирует восторженно, рот не закрывается)) 3)Головой (лбом) может "баднуть"/рукой шлёпает маму, папу, бабушку. Просто может подойти и ударить, причём знает, что так делать нельзя. Может при этом улыбаться. Пробовали разговаривать, сочиняли сказки,что так делать нельзя, ругали, всё равно продолжает. В детском саду так не делает.
Богатырев Роман

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Варвара, ваш сын многое умеет, сам научился читать и считать, вы им гордитесь. И при этом вас беспокоят три вещи: он не всегда отвечает на вопросы, он очень громко и эмоционально ведёт себя в общественных местах, а дома может ударить или боднуть близких, при этом улыбаясь. В саду, как вы пишете, такого нет. Я слышу ваше недоумение и тревогу. Вам кажется, что вы что-то делаете не так, или что с ребёнком что-то не то. Вы пробовали разговаривать, сочинять сказки, ругать — не помогает. Вы устали от этого и, возможно, чувствуете себя беспомощной. Я хочу сказать, что дети в этом возрасте часто проверяют границы. Дома, где безопасно, они могут позволить себе то, что не позволяют в саду. А бурные проявления радости в бассейне или магазине — это просто его темперамент, ему сложно сдерживать восторг. Что касается ударов — многие дети проходят через такое, особенно когда не умеют выражать злость или сильную радость словами. Вы не одна с этими трудностями. Ваша чуткость уже помогает вам искать ответы.
Нужна помощь? Консультирую Онлайн, Telegram, MAX +79855887899, обращайтесь, буду рад помочь! Просто напишите, и мы назначим удобное время для консультации! С уважением, психолог Богатырев Роман Сергеевич.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Цитата: В бассейне все детки плавают тихо,
Здравствуйте! По вашему описанию - все с ребенком в порядке для его возраста. ну их уже успели зашугать, наказать за чрезмерный крик, уже рассказали, что нужно быть очень тихими, чтобы рядом одинокие дяди и тети не бурчали. Тихие дети во время активного отдыха- это странно. Но очень удобно для общества. Поэтому и приходится их постоянно одергивать. Кто-то сразу умолкает, у кого-то темперамент еще прорывается. Купаться же так весело! вода, новое положение тела, брызги. Из рекомендаций- постараться найти бассейн, где можно спокойно повизжать (в меру)). Не отвечает на вопросы- упрямится0 или проверяет свои возможности- не отвечать, им это интересно как раз в районе 4-5 лет. шлепнуть- тоже интересно на реакцию посмотреть, ну и внимание=) и тактильность-) в саду он понял, так как умный, что там свои порядки и ни шагу в сторону, смог адаптироваться. А дома можно хоть немного расслабиться. Скажите, пожалуйста, склонны ли Вы к высокой тревожности? Сильно ли переживаете по поводу того, хорошая ли вы мать, хороший ли ребенок? Оправдали ли вы ожидания родных и общества? Что скажут люди? Сильно вас напрягает материнство в целом? имеется ввиду- идеальное материнство? Есть у вас перфекционизм? Потому что лично на мой взгляд как психолога семейного, в письме тревожность мамы- это лейтмотив, а значит- и основная проблема.
Надеюсь, мой ответ был полезен Вам и навел вас на новые мысли. Буду благодарна за отзыв в моем профиле. Можете написать мне на почту все свои вопросы:E-mail: savina.moscow@gmail.com. Также можете написать в телеграм или в WhatsApp, контактные данные у меня на страничке. С уважением, Анна Михайловна Савина
Варвара
Пользователь
Добрый день! Конечно я бываю тревожной, но это в пределах нормы. Я не стремлюсь к идеальному материнству и родительству. Я сама росла покойным ребенком и по темпераменту я спокойная, поэтому противоположность (мой ребенок) меня несколько вводит иногда в ступор. Я прекрасно понимаю, что это нормально, когда ребенок активный, "живой" и даже неудобный для общества - зато ему в будущем будет гораздо проще чем послушным детям. (Моё мнение). Перфекционизм есть, но не до безумства. Вообще, из всех тревожащих меня пунктов, больше всего напрягает именно "драчунство" мое ребенка, потому что иногда, это уже доходит до крайности, что даже взрослым больно, но он всё равно продолжает. пример: кушаем, он может просто взять и шлепнуть меня рукой или "баднуть". Может просто играть, подбежать и сделать так же, да еще и в разбеге))) Возможно, что он где-то это увидел и повторяет.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Варвара
Мог и в саду, и на площадке (о, вот там просто раздолье для появления новых "навыков и слов") увидеть и повторять начать. А как вы реагируете? Как все члены семьи реагируют, особенно когда реально больно?
Варвара
Пользователь
Ответ для: Савина Анна Михайловна
Объясняем, делаем вид что "Плачем", он сразу начинает жалеть, но через время начинает снова так делать.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Варвара
по наблюдению вашему, он это делает (бодает и ударяет) в хорошем настроении? не во время обиды, злости, усталости, скукм?
Варвара
Пользователь
Ответ для: Савина Анна Михайловна
Нет, это не зависит от настроения никак.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Варвара
Пробовали ли вы или другие члены семьи давать иную реакцию на этот поступок? Если да, то какую и кто именно и как в ответ среагировал ребенок? Игнор пробовали? Если да, то что в ответ делает ребенок?
Варвара
Пользователь
Ответ для: Савина Анна Михайловна
Игнорировали, всё равно продолжает так делать. Но он быстрее прекращает, когда ему позволишь "ударить", чем когда запрещаешь.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когда кто-то из семьи перехватывал его ручку и удерживал от нанесения удара, как реагировал малыш? В целом, кто-то вступал или вступает в конфронтацию с ним?
Варвара
Пользователь
Ответ для: Савина Анна Михайловна
Да, так тоже делаем. Ему это не очень нравится, сопротивляется)
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Варвара
Здравствуйте, Варвара!
У каждого ребёнка кризис 3-х лет (первый кризис отделения личности, кризис самостоятельности) протекает по-своему - у некоторых детей с лабильной психикой он проходит тяжело, дети бунтуют, игнорируют, кричат "я сам", не слушаются и наблюдают, что за этим последует, и агрессируют, а у других, с более адаптивной нервной системой, подобное поведение встречается редко. Так что в своей условной норме то, что вы видите сейчас - это не повод для волнений.
Однако, детская агрессия - все же должна настораживать и нужно быть внимательными. Когда это началось? Как часто это происходит? Что за ситуация в этот момент? Чаще всего такие явления - это способ ребенка показать сильную эмоцию "я злюсь" или "мне нужно ваше внимание". Причем важно то, что малыш не делает это в садике, значит главный внешний триггер именно в обстановке дома.
Что делать? Метод Три С: спокойствие (ровный тон голоса, максимально простое объяснение, что это больно, что так нехорошо. Это займет время, но будет эффект. С - ситуация, выясните, в какие именно моменты происходит выброс эмоции и постарайтесь изменить ее, кроме того, можно давать ребенку выбор, если поймете, что не так. Третья С - синхронность, все взрослые должны быть едины в реакциях, договоритесь, как реагировать и какие слова говорить.
Социальная адаптация в этом возрасте бурная и сложная, начинается первое осознание себя как отдельной личности со своими желаниями, которые не всегда выполняются. Ребенок не имеет волевой регуляции, он как копирка повторяет то, что когда-то видел или слышал. Поэтому, мультики спокойные, дневной сон, игры с другими, максимальная тактильность и объятия с родителями, больше улыбок, здоровая еда, сказка на ночь, всегда отвечать на все его вопросы, кроме того, ничего не скрывать (например, ссору, если увидел, просто объяснить, что взрослые друг с другом не согласны, но все любят друг друга, просто объяснять кратко, все называть своими именами), почаще хвалить и искренне благодарить за посильную помощь, например (собрал игрушки, оделся сам, принес ложки к столу и пр.)
Если вы заметите тревожные признаки - плохой сон и аппетит, кошмары, излишнее фантазирование, беспричинные смех или слезы, игнорирование любого вашего обращения, обеднение мимики, снижение активности или наоборот, частые истерики, тогда можно обратиться к детскому психологу. Но если это всё, что вы описали, то ваш ребенок формируется как личность, просто психика довольно лабильная, реакции чуть выше нормы и ярче, и повода для беспокойства нет.
Берегите себя.
Нужна помощь? 👉 БЕСПЛАТНО отвечаю на один любой вопрос здесь в личном чате. С уважением, Жанна Роменская.