Сыну 19 лет, тревожность, ничего не хочет - консультация психолога

Нашему младшему сыну 19 лет. Родила его в 37 У него была неуверенность в себе, комплексы. Как и у многих подростков. Думали перерастет. Нет. У него повышенная чувствительность, синдром тревожности вызванной перфекционизмом. В сентябре, после попытки учебы в университете, наступил срыв. Это было не его. Но он это восвринял как трагедию. Слабость. Это стало тригером. Подал документы в другой университет, в иной области. В январе начались занятия. С тех пор с каждым днем все хуже. Сын твердит, что он ноль. Все друзья и знакомые лучше его. Что не хочет жить, нет смысла. Постоянные ссоры, истерики. Одни и те же навязчивые мысли с сентября . Постоянно в соцсетях, за всеми следит, завидует, сравнивает себя с другими. Даже если другие старше на год-два. Твердит, что ему все дается тяжело, а вот другим легко. Что всего боится. Ничего не знает. Не готов к жизни. Винит нас. Вспоминает все свои проблемные ситуации прошлых лет и постоянно беспокоится о будущем. Твердит, что у него его нет. Мы видим что ему плохо. Очень. Но сын отвергает все предложения медицинской помощи. Согласился принимать натуральные добавки от повышенной тревожности, для сна. Я читала о синдроме самозванца. Похоже. Сын нас не слышит. Да, несколько раз в день мы с мужем выслушиваем его, пробуем успокоить. Иногда это удается. Часто сын лишь еще больше заводится. Кричит, что мы знаем, что это правда, что он ноль и ничего не достоин. Но абсолютно уже не знаем, как изменить ситуацию. И очень устали. Как нам помочь сыну? Заранее благодарю.
Савина Анна Михайловна

Психолог
г. Москва
Перинатальная психология
Ответ для: Anna
Здравствуйте! Начну с банальщины- чтобы стать поддержкой ребенку, которому неважно сколько лет, нужно стать самому себе опорой и поддержкой. Чувство тревоги и вины у родителя передается детям, как не скрывай. Раз ребенок не идет к психологу, то стоит психологу для начала пойти маме. Бывает, что видя, как мама успокаивается и наполняется чем-то гармоничным изнутри, ребенок может задать вопрос - а как у нее так получилось? и после ответа самому созреть для похода к психологу. А еще бывает, что это новое спокойное состояние "излечивает" ребенка опосредованно, просто находясь рядом (не быстро, само собой).
Я стараюсь отвечать так, чтобы мой ответ был полезен Вам и навел вас на новые мысли. Буду благодарна за отзыв в моем профиле. Можете написать мне на почту все свои вопросы: E-mail: savina.moscow@gmail.com. Также можете написать в телеграм или в WhatsApp, контактные данные у меня на страничке. С уважением, Анна Михайловна Савина
Шторм Жанна
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Anna
Здравствуйте, Анна. Помочь человеку можно, но только если он сам готов к этому. Пока у сына идеальный объект для предъявления претензий (родители, обеспокоенные, растерянные, чувствующие возложенную на них вину), ситуация будет стагнировать или ухудшаться. К сожалению.
ОРКТ-терапевт, кризисный психолог, аддиктолог. Работаю с самооценкой, РПП, ПТСР и прокрастинацией. Связаться со мной в Телеграм @zhanna_storm и ВК https://vk.ru/zhannastorm
Сидорова Анна
Психолог
г. Нижний Новгород
Личностно-центрированная терапия
Анна, здравствуйте! Слышу, как вам нелегко сейчас. Вы хотите помочь сыну, переживаете за него, ищите варианты, и это отнимает много сил. Ваше стремление помочь, боль за сына абсолютно нормальны, это нормально волноваться за близкого человека. При этом он и сам уже взрослый, который несет ответственность за свою жизнь и свои решения. Пока что он выбирает такую стратегию - искать виновных, устраивать ссоры, истерики. Вы пробовали повлиять на это, вы разговариваете с ним, предлагаете ему помощь, но он ее не принимает...и это уже его решение. А как бы вы могли позаботиться о своем душевном состоянии? Что бы могли сделать для себя, чтобы вам стало полегче?