Ребенок перестал учиться - консультация психолога

Здравствуйте! Сын, 4 класс, перестал учиться. Приходит в школу, учебники и тетради не достает. Дз не делает, стихи не учит. Нахватал кучу двоек. Говорит, что учительница врет, а он все делает.
Мне стал врать, что дз выполняет. Объяснения, что учеба нужна ему и проч., не принимает. Разговариваю, он вроде соглашается, но в итоге ничего не делает.
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Наталья!
Как давно сын отказывается идти в школу?
А что он хочет делать, если не ходить в школу?
Есть ли в Вашей семье мужчина, который мог бы поговорить с сыном? Для мальчика это важно. Чем сын занимается, есть ли у него хобби?
А Вы говорите правду сыну? Вы врете часто? Сын боится Вам сказать правду, т.к. боится Вашей реакции, что Вы будете недовольны.
Необходимо понять, что сын хочет, почему он отказывается идти в школу, возможно, проблема совсем в другом. Есть ли у него проблемы с одноклассниками, с учителями? Не все дети готовы сразу открыться и сказать настоящую причину, либо они не договаривают что-то, либо сам что-то не понимают в себе. Вам нужно поговорить с сыном, попробуйте при разговоре использовать с сыном метод «Я-сообщение», где Вы будете говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу того, что Вас расстроило, а не делать суждений о нем самом. Например: «Я беспокоюсь, когда...» (вместо: «Почему ты опять...»). Не всегда получается найти подходящие слова, т.к. нам привычнее обвинить другого, предъявить претензии человеку, сказать о его чувствах в формате «Ты-сообщение», а необходимо начать с себя, говорить о своих чувствах. Важно показать сыну, что Вы понимаете его чувства и переживания и после решите вместе, как поступить в этой ситуации. Нужно разобраться вместе с сыном в его переживаниях, что происходит в школе, с ним. Также важно понимать, какая есть ответственность, если он не будет ходить в школу, что за это может быть. Ваш сын знает об этом? Не пугайте его, чувствуйте грань, где и что можно и нужно сказать, объясняйте, почему это важно делать.
Вы можете для начала очно обратиться к детскому психологу вместе с сыном на консультацию и более подробно разобраться в этом вопросе.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Наталья! А раньше как учился? Самостоятельно? Было ли ему интересно, как получалось? Как вообще происходила учеба? Про вранье - понимаю, что это настораживает Вас и даже пугает, что сын стал врать. А что будет, если он скажет правду, например,что он не сделал и не делает домашних заданий? Какой будет Ваша реакция? Возможно, он ожидает - скорее всего, по опыту - что бурная и негативная и избегает этого тем способом, который смог придумать - врет. Здесь, конечно, в разговоре с ним не так важны объяснения, как плохо врать и не делать домашних заданий, а быть услышанным. Есть ли у Вас страх, что Вы можете услышать что-то, что Вас расстроит и/или испугает? Если да, то Вы бессознательно не позволяете возникнуть безопасному пространству, где он мог бы предъявить себя открыто, свои страхи и проблемы. А они, очень вероятно, есть, появились. Что происходит у него в школе? Какие взаимоотношения с одноклассниками и/или учителями? А что, кстати, происходит дома,в семье? Важно понимать,что ребенок всегда нуждается в любви родителя и хочет делать все возможное, чтобы родитель, мама, был им доволен. Если в данном случае его поведение приводит к обратному результату, Вы недовольны, говорит нам о том, что есть весьма веская причина делать против самого себя. Важно с этим разбираться. Как видите, ситуация неоднозначная, больше вопросов, чем пока что ответов. И точно невозможно дать совет или научить способу "как заставить ребенка делать домашние задания, если он не хочет". Хотя,понятное дело, родителям приходится зачастую очень сложно и такого способа хотелось бы найти. Желаю Вам наилучшего разрешения ситуации.
С уважением. Психолог Рощина Кира +7(916)610-77-91