Депрессия? Апатия? Или затянувшийся переходный возраст? - консультация психолога

Никогда не писала сюда, но я решила рискнуть. Итак, мне 18 лет. В последнее время я пребываю в очень странном состоянии. Я чувствую, что медленно тону, я пытаюсь спастись, "барахтаюсь", чём-то заниматься, но я всё равно чувствую какую-то пустоту. Вчера было всё хорошо, у меня более-менее было нормальное настроение, даже радостное, но сегодня опять какая-то грусть, тоска, то самое гнетущее чувство, которое опускает меня на дно. Я отстраняюсь от людей, постоянно сижу в телефоне, даже на парах умудряюсь сидеть. В 18 лет я осознала, что я ничего из себя не представляю, со мной не о чем говорить,  ведь я прихожу их колледжа, сижу в телефоне, либо занимаюсь другими делами: в пятницу занимаюсь волонтёрством, в субботу посещаю кружок журналистики, ещё и подрабатываю промоутером. Но ничего не приносит мне внутреннего удовлетворения. Только веб-разработка вызывает у меня какие-то слабые эмоции: я немного владею HTML, CSS, изучаю Java (кто не знает, это язык программирования). Хотела бы пройти какие-нибудь курсы, чтобы углубить свои знания, я для этого, кстати, и работаю. Я чувствую себя морально слабой, порой хочется плакать. 18 лет, а у меня ни мозгов, ни таланта, ни отношений. Раньше любила читать, но у меня сейчас и на чтение нет сил...
Иногда я чувствую какое-то облегчение, но оно временно. Чаще всего я чувствую облегчение ближе к ночью.
Козаченко Вера

Психолог
г. Минск
Сказкотерапия
Ответ для: Дарья
Доброго дня Дарья! И что же вы так понизили свою самооценку? Менять что то в течении жизни это нормально. Как и уставать от чего то. В том числе и от людей. Не забывайте что вам ещё только 18 лет. А ведь гармоны они такие - сегодня весело, завтра грустно. Главное уметь переживать неудачи. А они у вас были. И уж поверьте что даже самое любимое дело со временем превращается в рутину. Не могу ставить каки либо диагнозы так как мало информации. Но, попробуйте пожить чуточку на контрасте. Туризм, мотоциклы, прыжки с тарзанки. Не смотрите как там у других. Сделайте как у себя. И увидите как сами станете примером для других. А потом уже решите дипрессия ли это или может просто рутина. Которую вы потом легко сможите распознавать и перешагивать через это. Всего доброго! :)
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Дарья
Здравствуйте , Дарья!
Вы пишете, что чувствуете пустоту, что пытаетесь чем-то заниматься, но всё-таки, по Вашему ощущению, будто бы тонете. Думаю, что это вызывает у Вас чувства грусти, бессилия, возможно, безысходности и бессмысленности. На мой взгляд, Ваше состояние, судя по тому, что Вы описали, является следствием отсутствия какой-то отдачи от того, что вы делаете. Нет Вашей какой-то внутренней, чувственной отдачи от того, что Вы учитесь, например, общаетесь, что-то изучаете, работаете, от того, что имеете цели, ожидания. Отдачей могут быть: вознаграждение, награда, польза, поощрение, признание, одобрение, ценность. Может быть что-то изменилось в Ваших отношениях с близкими, с родными, которые Вас раньше поддерживали, одобряли, поощряли. Возможно, Вас никогда достаточно не поддерживали, и Вам не хватало ощущения "отдачи" от того, что Вы делали, от того, что Вы просто достигали в процессе развития, вырастая, получая опыт, знания о жизни. И может быть поэтому в настоящее время у Вас не получается увидеть ценность своих умений, навыков, не получается увидеть ценность своего образа жизни, своих целей и действий. Если это так, то Вы можете что-то делать, к чему-то устремляться, мечтать, строить планы, обогащаться новыми знаниями и, при этом, Вы можете не переживать чувства ценности, значения, важности, интереса, одобрения, пользы от всего этого, от того, что у Вас есть. А эти чувства - и есть отдача от Ваших действий, от Вашей жизни. Если их не переживать, то может получиться видимость того, что будто бы и нет никакой отдачи; Вы что-то делаете: в каких-то областях жизни есть Ваша активность, интересы, намерения, а в результате - пустота. И если силы тратятся на что-то , а в ответ на это приходит только своё безразличие, своё игнорирование, то силы не восполняются, не происходит какого-то внутреннего эмоционального обмена. Вы эмоционально, чувственно вкладываетесь в свои планы, намерения, интересы, в учебу в общение, а в ответ на свои вложения Вы не выражаете себе чувства признания, благодарности, интереса к тому, что у Вас получается (увидеть, задумать, узнать, научиться и т.д.). Вы пишете: " 18 лет, а у меня ни мозгов, ни таланта, ни отношений. Раньше любила читать, но у меня сейчас и на чтение нет сил... "
Вы можете похвалить себя за всё, что делаете, за всё, о чем мечтаете, за все, чем интересуетесь, за то, что чем-то и кем-то увлекатесь, за то, что изучаете, что учитесь, что-то пишете, слушаете и т.д. Вы можете похвалить себя за это, одобрить что-то в себе и своих действиях, за что-то даже вознаградить (за любые свои качества и действия, за которые Вы искренне захотите себя вознаградить). Вы можете об этом написать самой себе, подробно выделяя какие-то события, мысли, чувства. Себя можно похвалить (и прдчеркнуть ценность, значимость, важность, проявить интерес, вознаградить) и за свои чувства, и за свои мысли, и за поступки, за свои планы и цели. Вы можете делать эти записи каждый день на протяжении какого-то времени, перечитывая их и дополняя новыми записями. Тогда Вы можете почувствовать, что к Вам возвращаются силы и интерес к тому, чем Вы занимаетесь, к тому, что у Вас есть и к тому какая Вы есть.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp