Ничего не чувствую после смерти - консультация психолога

Добрый день! Вчера не стало моей собаки. Моего лучшего друга, члена семьи. Собака умерла в глубокой старости. И я простить не могу себя, что я виновата в её смерти. Может быть она и жила дольше, если бы не я? 3 года назад я решила просто так повести собаку на чекап организма, чтобы проверить её здоровье. Всё-таки собака пожилая. Собака всегда была буйная и активная. Могла и из клиники сбежать, и всех покусать там. Поэтому во время УЗИ она никак не могла успокоиться, брыкалась, лаяла. Смотрю на аппарат УЗИ, а там вся картинка скачет. Врач ругается. Потом говорит, что у неё опухоль. Я начала очень сильно переживать, плакать. Это такой удар был. Потом решила проверить, точно ли это опухоль. Ведь картинка на экране скакала с бешеной скоростью. Может врач ошиблась? В другой клинике нам посоветовали сделать рентген. По рентгену никакой опухоли не оказалось! И я поверила! Попутно закинула результаты рентгена на какие-то онлайн сайты, где консультируют врачи с разных городов. Они сказали, что опухоли не выявляются по рентгену. Но я всё равно поверила вот этому врачу. Так мы и жили три года и думали, что всё прекрасно. Пока в какой-то момент состояние собаки не ухудшилось. Опухоль пошла в рост. Нам назначили паллиативное лечение. Собака уходила очень больно и страшно. И я простить себе не могу, что можно ведь было что-то сделать и  собака возможно жила бы. В её смерти я виню только себя. Вторая причина, по которой я себя ненавижу, то, что наступило какое-то облегчение будто бы. Но как можно так думать вообще? Пока собака болела я очень сильно рыдала, заработала себе тревожно-депрессивное расстройство, ОКР. Не выходила из дома, сидела с ней всё время. В клинику возили постоянно. Постоянно проверяла, дышит ли она. Была постоянная тревожность. А когда собака умерла, то будто и сердце как-то болеть перестало, спокойствие какое-то. Как же так? Почему такие чувства?
Кладовщикова Валентина

Психолог
г. Самара
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Варвара
Здравствуйте, Варвара. Примите мои соболезнования. Вы сейчас проживаете очень глубокую утрату, и чувства, которые с ней приходят. Эти чувства тяжелы, порой противоречивы, но абсолютно нормальны. Очень больно, когда уходит тот, кого вы любили, ведь это был не просто питомец, а член вашей семьи, спутник многих лет, существо, с которым у вас была глубокая привязанность. Чувство вины – это очень частый спутник горя, особенно если в прошлом были решения, которые, как вам теперь кажется, могли бы что-то изменить. Это частое переживание после смерти близкого, ум пытается найти такой момент, в котором как будто можно было бы всё изменить, наш мозг цепляется за идею вины, потому что она даёт иллюзию контроля: «Если бы я тогда...». Но правда в том, что жизнь не всегда предсказуема, медицина не всесильна, и даже при всем старании итог не всегда можно изменить. Это не ваша вина, это горе. Важно отметить, что вы сделали многое: проверяли, консультировались, были рядом всё время. Не было идеального сценария, но были вы, со своей заботой, тревогой, присутствием. Отдельно хочу сказать о чувстве облегчения после смерти. Оно пугает, потому что кажется неправильным, но оно тоже понятно, ведь вы очень долго были в напряжении, тревоге, в режиме полной мобилизации. Организм не может так бесконечно. Когда всё заканчивается, даже самое страшное, тело и психика могут отреагировать неожиданно и выдать чувство облегчения, каким бы странным и стыдным это ни казалось. Это не означает, что вы не любили, не означает, что вы плохой человек, это просто реакция, и она часто бывает при уходе близких, особенно после долгой болезни. Сейчас важно не торопить себя. Потеря всегда выбивает, и первое, что можно сделать – это найти хотя бы одну опору. Иногда ею может стать простая рутина: встать, поесть, выйти из дома. Также важно проживать чувства: плакать – нормально, злиться – тоже. Горе проживается волнами, и хорошо, если вы сможете дать этому место. Поддержка важна. Иногда это близкие, иногда – человек со стороны, с кем можно спокойно говорить и быть в этом не одной. Если почувствуете, что готовы – стоит поискать такую опору и в общении.
📌 Записаться на консультацию или задать ЛЮБОЙ вопрос можно здесь: 📞 WhatsApp: +7‑927‑604‑34‑22 📱 Telegram: @kladovshchikova_psy
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Варвара
Здравствуйте, Варвара!
Сочувствую вам, я тоже знаю, каково терять питомца. Попробую прокомментировать ваше обращение и дать вам несколько рекомендаций, чтобы вы почувствовали хоть какое-то облегчение.
1. Люди склонны очеловечивать животных и думать, что они чувствуют какую-то обиду, душевную боль и прочее, что свойственно человеку. Но это не так, вернее, все у животных основано на инстинктах, они не мыслят словами, естественно, интерпретации наших эмоций не имеют. Сейчас ваш питомец, проживший долгую жизнь, ушел по радуге, в свое положенное время от болезни, которая, как бы вы не лечили, все равно привела бы к этому завершению его жизненного пути.
2. Вы не обладаете знаниями ветеринара, поэтому слушали врачей. Это нормально. Возможно, опухоль и не была видна. Возможно, она возникла гораздо позднее. Если бы не одна, возникла бы другая проблема, потому что все живые существа на земле не вечны и у каждого свой определенный срок. К сожалению, когда организм изнашивается, механизмы ломаются и болезни возникают. Вы не врач, не Божество, чтобы изменить естественный ход вещей. Вы не знаете, могло бы помочь, если бы вы что-то предприняли раньше, бывает и раннее вмешательство вредит, приводя к поломке другого органа в стареющем теле собаки. Никто не знает, как было бы. Так зачем себя изводить?
Третье, дорогая Варвара, я настоятельно рекомендую вам обратиться к психологу или психотерапевту. Ваше тревожное расстройство не возникло из-за волнений за вашу собаку, оно было и раньше, поэтому крайне необходимо заняться лечением и профилактикой, жизнь с тревогой очень тяжело, позаботьтесь о себе.
Далее, ваши чувства - это чувства сильной привязанности, они возникают у человека впечатлительного, меланхоличного, часто, не имеющего поддержки и ресурсов для восстановления собственных сил, склонного к преувеличению ситуации и страхам. С этим я рекомендую поработать, чтобы в дальнейшем вы переживали жизненные вызовы спокойнее, не надрывали свое сердце. А чувство облегчения вы испытываете от того, что вы были в невероятном напряжении все это время, теперь груз ответственности ушел, и вы, естественно, чувствуете некоторое облегчение, освободившись от этого длительного стресса. Могу сказать, что с точки зрения психологии, это даже хорошо. Иначе, депрессия была бы неминуема.
Можете почитать мою статью, найдите ее у меня на странице https://psyh.info/article/psihologicheskaya-podderzhka/poterya-pitomca-kak-unyat-bol.html "Потеря питомца. Как унять боль". В свое время я тоже выкарабкивалась из этой болезненной ситуации, я вас понимаю и очень сочувствую. Дайте себе время поплакать, не запрещайте себе эту слабость, вы живой и добрый человек, и горевать по потере хвостатого друга - это так естественно и по-человечески.
Берегите себя. Все пройдет, дайте себе время.
Нужна помощь? WhatsApp 8-999-633-70-63. 👉 БЕСПЛАТНО кратко отвечаю на один вопрос здесь или в любом мессенджере/соцсети, кнопка ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ или КОНТАКТЫ. ✅ Записаться ОНЛАЙН перейдите по ссылке (выделить и правой кнопкой мышки перейти) https://booking.sbercrm.com/f1z4gjsl С уважением, Жанна Роменская.
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Варвара
Здравствуйте, Варвара! Примите поддержку! Каждый из нас проходит чреду утрат- это больно, но это неизбежно! Ваша собака прошла свой жизненный цикл. Мы не знаем, как всё сложилось бы, если... Вы сделали, что могли и как могли. Думаю, Ваша собака чувствовала Вашу любовь и заботу. Сейчас, Ваша психика отстранилась от чувств, чтобы восстановить силы. Чувства вернуться к Вам. Вы будете вспоминать свою собаку со светлой печалью. Вы чувствуете облегчение от того, что непосильный груз того, что Вы должны её спасти, упал. Сейчас, важно пройти процесс горевания и завершить его принятием неизбежного.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93