Постоянный страх и волнение - консультация психолога

Меня зовут Катя,мне 16 лет и со мной стало происходить что-то странное. Я отличница,постоянно везде выступала,участвовала и у меня раньше никогда страха перед публикой не было. А  начиная с конца прошлого учебного года у меня появилось постоянное волнение. Когда я даже читаю что-то из учебника на уроке ,у меня начинает дрожать голос,теряется дыхание и учащается сердцебиение,начинаю делать долгие паузы чтобы отдышаться,голос становиться странным. Я заставляю себя думать ,что это простые вещи,зачем я волнуюсь,остальные ведь как это делают. Вроде все хорошо,пока дело не доходит до моего очередного "выступления" . Вроде бы одноклассники не обращают внимания на это или просто мне не говорят. Я раньше с таким не сталкивалась,у меня всегда была самая четкая дикция и речь. Я  не знаю как это решить,помогите пожалуйста
Мария Мельникова

Психолог
г. Москва
Логотерапия
Здравствуйте, Катя!
Иногда какое-то действие, которое мы хорошо умеем делать и которое раньше у нас отлично получалось, начинает вызывать волнение. Так бывает, когда мы сильно заостряем своё внимание на том, что сейчас с нами происходит: что мы делаем, что чувствуем, как звучит наш голос, что могут подумать о нас другие люди.
Такое нередко случается с людьми ответственными, старательными, которые стремятся всё сделать «на отлично» и очень не хотят ошибиться, особенно на глазах у окружающих.
Ваша четкая дикция и речь, как и большой опыт публичных выступлений, по-прежнему с Вами. Но в какой-то момент к ним присоединился "незваный гость" - волнение. И похоже, у этого волнения, образно выражаясь, свои планы на Ваши выступления. Возможно, волнению совсем не хочется, чтобы у Вас получалось выступать или читать вслух перед классом. Но к счастью, решать это не волнению, а Вам.
Вы пишете: «это простые вещи,зачем я волнуюсь». То есть по сути, для волнения вроде как нет оснований. Это такое безосновательное, «странное» волнение. Если начать его подавлять и стараться себя успокоить – скорее всего, его сила только возрастет. Ведь его сила – в вашем внимании к нему. Можно сказать, волнение "питается" Вашим вниманием. Но к счастью, Вы можете не позволять ему этого делать и своё внимание посвятить чему-то более важному.
А справиться с таким «странным волнением» можно странным и смешным способом. Вы говорите, что впервые встретились с этим волнением в конце прошлого учебного года. Наверное, за это время Вы уже успели неплохо познакомиться. Попробуйте представить Ваше волнение в виде образа. Возможно, это будет какой-то персонаж (из мультфильма или придуманный Вами). Какое оно? Как оно выглядит? Как его зовут? Потренируйтесь заранее. И когда оно снова появится - поприветствуйте его как старого доброго друга. Переживаете, что собьётся дыхание и задрожит голос? - возможно, Ваше волнение только этого и ждёт. Тогда скажите себе и волнению что-нибудь вроде: "сейчас я всем покажу, что значит дрожащий голос! Пусть не то, что одноклассники, пусть вся школа узнает и поучится у меня, как надо дрожать! Сейчас голос так задрожит, что оконные стекла завибрируют!" Весь «фокус» здесь в том, что, дрожание голоса и другие проявления волнения - это то, что происходит с нами непроизвольно. И если мы сами сознательно (пусть и в шутку) захотим это сделать - ничего не выйдет. И кроме того, мы задействуем силу юмора. А его волнение терпеть не может и тут же улетучивается.
И не забывайте о том важном, что действительно заслуживает вашего внимания в моменты выступлений. Наверное, это те мысли, которые Вы хотите донести до публики. Те знания, которые Вы озвучите для всех, когда Вас попросят прочитать вслух на уроке. А важными мыслями и знаниями стоит делиться. Ведь они имеют ценность. И по сути, не так уж важно, каким голосом (уверенным или дрожащим) они будут озвучены.
Желаю удачи!
С наилучшими пожеланиями, Мария Мельникова