Проблемы при пробуждении ото сна - консультация психолога

Добрый день! Не знаю, находится ли моя проблема в компетенции психолога, но надеюсь на помощь. У меня периодически бывают панические атаки при пробуждении. Я просыпаюсь, то есть уже точно не сплю, но  и не совсем ещё пришла в себя. Вот в этом переходном состоянии появляются разные варианты пугающих состояний: я не могу понять, где я нахожусь,  в каком именно помещении. Или же не могу сразу сообразить, с кем я лежу в постели. Кажется, что вместо мужа рядом лежит мой отец, и я начинаю лихорадочно соображать, как я или он здесь оказались, почему отец, где мама, где муж (никакого намёка на эротику, эдипов комплекс - только страх и стыд). Потом окончательно просыпаюсь,  вижу, что всё нормально,  рядом спит муж,  как ему и положено. Но за эти секунды, которые я "соображаю", что и как, я успеваю сильно испугаться и накатывает паника. Которая не сразу проходит после того, как вижу,  что всё нормально. Так как от испуга, что я не там и не с тем, перехожу к опасениям за сохранность своего мозга. В последнее время такие пробуждения участились. У меня есть подобранное гомеопатическое лекарство, калькарея карбоника, которое снимает паники и при применении которого сплю и просыпаюсь нормально. Но после того, как действие лекарства кончается, и появляется какой-то стресс, эти "пробуждения рядом с отцом" вместо мужа появляются вновь. Из чего делаю вывод, что внутреннюю проблему (не знаю точно, какую) я так и не решаю. А хотелось бы решить. Что делать. помогите, пожалуйста, посоветуйте!
Кузнецова Елена

Психолог
г. Ялта
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте! При пробуждении вы находитесь в пограничном состоянии, когда сознание ещё не включилось, а продолжает работать подсознание, которое во время сна прорабатывает все ваши эмоции, пережитые в течение предыдущего дня. Видимо, есть что то, что очень тревожит вас в реальной жизни. Нужно понимать, что происходит. О своей жизни вы ничего не рассказали. Возможно, что за ночь ваш мозг не успевает отдохнуть. Потеря пространственной и временной ориентации при пробуждении может быть связана с каким то неврологическим нарушением. Однозначно стоит обратиться к неврологу. Лучше исключить физиологические нарушения. Почему именно появляется образ вашего отца ответить сложно, не зная какие у вас отношения в семье, насколько уверенно вы чувствуюте себя в финансовом и личном плане. Но панические атаки обычно на пустом месте не возникают, должна быть серьёзная причина: стресс, страх о будущем или что то ещё.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Татьяна! То состояние, которое Вы описываете походит на сонный паралич, возможно сомнамбулизм. С этой проблемой необходимо обратиться к врачу-неврологу, чтобы он оценил Ваше состояние и смог направить на обследование. Также, стоит очно обратиться к врачу-психотерапевту (это НЕ психолог), он сможет оценить состояние в плане ПА и при необходимости сможет назначить схему коррекции.
Проявление панических атак может быть как следствием того, что накапливаются негативные эмоции и от этого чувства безвыходности и случаются панические атаки. Но, также причины их могут быть и не только в отношениях, а в целом, что внутри есть чувство тревоги, страха, потеря контроля.
Необходимо во всем более прицельно разобраться, сам процесс терапии как раз должен быть направлен на возврат чувства контроля, на обучение техникам совладания со своим состоянием, в направлении когнитивно-поведенческом, моделирование, дыхание, выработка саморефлексии, осознание, работа с чувством безопасности, защищенности. Возврат к источнику тревоги, понять, как формируется и "собирается" внутри Вас чувство тревоги, как её высвобождать.
Начните с дыхательных техник, учитесь дышать, чувствовать и осознавать как Вы дышите. Начните заниматься йогой, пилатесом, чтобы учиться понимать своё тело, учиться "приземляться" через тело.
Важно найти чувство опоры - как физическое, так и эмоциональное. Есть техники, которые позволяют найти и опору, безопасность, защиту внутри человека. Поработать с внутренним ребёнком - ведь боится и тревожится именно он. Смещены ролевые позиции Взрослый-Ребёнок-Родитель - предстоит уравновесить их.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Зорина Эльвира
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Tatiana
Здравствуйте! Вероятнее всего то, что связано с отцом, из Вашего подсознания было вытеснено и остался лишь след симптомов: панические атаки, утренние пробуждения с элементами дереализации.
Замечательно, что врач - гомеопат подобрал Вам конституционный препарат, который Вам помогает, но он, к большому сожалению, не способен помочь найти причины и устранить их.
Чтобы со всем этим разобраться, понять, почему так происходит, найти недостающий кусочек, нужна длительная психоаналитическая работа. Скорее всего панические атаки и ситуация с пробуждением как-то связаны между собой в Вашей психике. Каким образом - это и предстоит выяснить. Возможно, что Эдипов-комплекс все-таки играет здесь не последнюю роль.
Не бойтесь идти в терапию, если раньше в ней не были, для Вас это возможность решить внутреннюю проблему, о которой Вы пишете, больше понять про себя и улучшить свою жизнь так, чтобы в ней было меньше тревоги и напряжения. Я с удовольствием бы взялась за Ваш случай.
С уважением, психолог Зорина Эльвира Консультации 8-911-738-59-96 (WhatsApp, Telegram)
Tatiana
Пользователь
Ответ для: Кузнецова Елена
Большое спасибо за ответ! Отец мой постоянно помогает нам материально, т. к. на жизнь нам заработков хватает, а вот на дорогие запросы детей-школьников, на летний отдых - нет, ту нас отец спонсирует. Конечно, учитывая. что мне уже 44 года, а мужу - 54, меня эта ситуация не радует, но что-то поменять силы воли не хватает, вероятно. Неврологические проблемы, конечно, существуют - шейный остеохондроз, извитость сонных артерий... К неврологам я обращалась неоднократно, уже поднадоела им, да и лечения особо мне не назначали. Ходила и к эндокринологу (у меня узел щитовидки), и к гинекологу (думала, может, это уже к климаксу дело идёт). Отправляли к психотерапевтам. Была за всё время на приёме у троих психотерапевтов, но каждый раз как-то неудачно. Панические атаки появляются на стресс, но проблема в том, что стресс у меня вызывает всякая ерунда, на которую и внимания не стоит обращать. Умом-то это понимаю, а нервы трепещут. Вы правы, надо идти к специалисту. :)
Tatiana
Пользователь
Ответ для: Зорина Эльвира
Да, это я и говорю: лекарство успокаивает нервы, но не решает проблему. Поэтому я постоянно нахожусь в напряге "вот сейчас хорошо, а вдруг да опять станет плохо". В периоды успокоения я честно пытаюсь докопаться до сути. Кое-что удаётся выцепить, понять какие-то возможные причины, но, видимо, этого не достаточно. Большое спасибо вам за ответ и желание помочь! :)
Tatiana
Пользователь
Ответ для: Шендерова Елена
Елена, вы всё правильно говорите. Дыхательную технику я применяю, и она очень эффективно позволяет предупредить "накатывание паники". Но это днём, когда я понимаю, что мне нужно успокоиться. А вот ночью, когда я сплю, просыпаюсь дезориентированная, пугаюсь этого, т. к. боюсь, что схожу с ума, - вот тут уж я просто не успеваю правильно подышать, чтобы предупредить панику. Я этой осень переболела ковидом, и, как ни странно, пока отлёживалась дома больная, без мужа (его забрали в больницу), многое для себя поняла. Было так хорошо просто жить и дышать, такое равнодушие ко всем другим проблемам, что даже панические атаки отступили. Ну как отступили... Днём их не стало, зато утренние дезориентированные пробуждения уже несколько раз. Вот и думаю: надо идти к специалисту. Большое спасибо Вам за ответ, есть над чем поразмыслить.