Развод - консультация психолога

Здравствуйте, с мужем мы прожили в браке с августа 2011г. 24.10.19года на брак был расторгнут по решению суда. В настоящее время бывший муж пока не может уехать из квартиры, в связи с отсутствием средств на другое жилье. Дома не ночует, приходит набегами, но суть не в этом, а вот в чем. За время брака мы так и не смогли понять друг друга, муж ча то выпивал мне это не нравилось. Мы практически с ним не разговаривали, проблемы вместе не решали, он позволял себе оскарбления в мой адрес, мог швырнуть что то в меня, ломал мебель и т. д. После того, как я сообщила ему о том, что я отправила заявление в суд на расторжение брака, он вроде бы принял это, было спокойно, затем пошли постоянные недовольства, что то делаю не так, ни о чем не думаю, я плохая мать и тому пободное. Все осложняется ещё и тем, что мы выплачивает кредиты на общую сумму в месяц 25400 рублей, причём кредиты, оформлены не на нас, а на родстаенн ков и друзей. Скоро дата очередного платежа, а где взять деньги, я не знаю. И занять не у кого и так всем уже должна. При каждой встрече муж мне напоминает, о том, что я ни о чем не думаю, только о себе, я же говорил тебе о том, что нужно сначала выплатить все, а потом разводится, у нас ребёнок (дочери 7 лет) и все в таком духе. Мне очень тяжело морально он постоянно меня отчитывает, я плохая, я ущербная, такое ощущение, что я во всем виновата. Сил уже больше нет, ночами не сплю думаю где взять деньги, как платить кредиты, как жить, а ещё и такой моральный прессинг. Подскажите как психологически остаться спокойной в этой ситуации и не сойти с ума. Очень тяжело в отчаянии.
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Эльвира! Вы годами находились под давление со стороны мужа, почему позиция жертвы в отношениях, принимали на себя всё, что выплескивает на Вас муж и ведь это происходило годами. Причина или в том, что Вы и изначально так относились к самой себе, не чувствовали уверенности в себе, доверия к самой себе, уважения, и принимали это от мужа; или всилу зависимости от мужа тоже стали все это терпеть. Да, сейчас Вы разводитесь, Вы смогли пойти на этот шаг, НО - изменилось ли пока внутри Вас что-то, появилось ли уважение и любовь к себе? Пока нет - да, для этого нужно время и, конечно, работа над собой. Сейчас, Вам стоит учиться проводить границы с мужем в отношениях - т.е. не надо выслушивать его речи о том, кка Вы плохая - Вам нужно учиться защищать себя - скажите мужу, что Вы не будете продолжать разговор на эту тему, что с ним Вы готовы обсуждать проблемы, но вот слушать обвинения себя, если он готов говорить о проблемах и решать - то Вы готовы его услышать и выйдите из комнаты - т.е. показать и себе и ему, что это отношение к себе для Вас неприемлемо! И так поступать каждый раз. Если Вы подали в суд на развод, то предстоит решить много вопросов - алименты на детей, разграничение кредитов (кто и что будет выплачивать), решение вопросов о разделе имущества, о порядке общения с детьми. Т.е. Вам нужно завершать с ним отношения и эмоционально, он продолжает быть для Вас "МУЖЕМ", а Вы продолжаете это принимать, как "ЖЕНА", НО - Вы завершаете брак, поэтому и нужно проводить новые границы, как между РОДИТЕЛЯМИ общих детей, между Мужчиной и Женщиной, Взрослые люди, которые решают совместные проблемы. Вы уже НЕ жена, нужно выходить из этой роли, роли жертвы и продолжать дальше всё терпеть. Выход не в том, чтобы пытаться изменить мужа, он не изменится, а начать меняться самой! В этом будет Ваша сила!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!